Лекция и задание для студентов 3 к. ФВ и ФПиФ на 15.04.2020 г.
Драматургия
Г. Цадасы
Островский писал:
«Драматургическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы:
всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии –
для всего народа. Эта близость к народу нисколько не унижает драматическую
поэзию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать».
Эти слова с уверенностью можно применить и к комедиям народного поэта Дагестана
Г. Цадасы, так как его комедии стали истинно народными.
Свой путь в драматургию Г.
Цадаса начинает в 1933 г. с пьесы «Танусинцы», которая написана на стыке
комедии и драмы. Затем, в 1938 г. пишет
трагикомедию «Сундук бедствий», за которой последовал ряд замечательных
комедий: «Сапожник», «Роза и ее компания», «Свадьба Кодолава». Они были с
восторгом встречены и читателем, и зрителем, и по сей день входят в золотой
фонд аварского театра, носящего имя самого Г. Цадасы.
Зарождение
аварской комедии
Из истории комедии мы видим, что у отдельных
народов комедия развивается тысячелетиями. Дагестанская комедия, можно сказать,
еще пребывает в младенческом возрасте, т. к. ей нет еще и ста лет. Этот
сравнительно недолгий по времени путь формирования и становления оказался
многотрудным. Не имея своих сложившихся национальных традиций и драматургического
опыта, любительские театры и драматические кружки, которые стали появляться у
отдельных народов Дагестана с начала 20 века, в годы революции и после нее
повсеместно обращались в основном к переводным пьесам и импровизациям на тему
дня[1].
Театр, как род искусства,
драматургия, как литературный жанр, пришли в горы от русской культуры, от
русского передового искусства. Аварский национальный театр был открыт в 1935
году.
Родившись в первые
послереволюционные годы, в годы, когда требовалось как можно скорее уничтожить,
изжить все то, что мешало победившему
народу двигаться вперед, строить, расти – комедия сыграла огромную роль.
Первые комедийные
представления в Дагестане возникли стихийно. Комические сценки создавались по
следам событий. Вначале это были живые сатирические плакаты, где самодеятельные
актеры «изображали буржуа, глотающего произведенные народом блага». В аулах
изображали жадного муллу, кулака и т. д.
Естественно, что первые
комедийные представления были очень далеки от комедии. В них сатирический
плакат, карикатура, шарж на смешное и уродливое в жизни, на врагов революции,
врагов народа, но форма комедийного жанра еще не была освоена. Посмеявшись над
врагами молодой советской республики, в стихийно возникавших инсценировках,
интермедиях, сатирических сценках, где народ воспроизводил ненавистных ему
мулл, кадиев, кулаков, знахарей, мещан, комедия вступила во второй этап своего
развития.
Импровизированные
спектакли, являвшиеся зародышем комедии, содержали отдельные элементы
драматургии, которые в конце 20-х годов вылились из агитационного
диалогического памфлета в комедию, более или менее оформившуюся.
В 20-е, начале 30-х годов
появляются комедии, которые и явились началом дагестанской советской
комедиографии. Уже первые опыты создания национальной комедии можно считать
удавшимися. Несмотря на незрелость драматургического мастерства, эти пьесы
важны для нас и благодаря новому социалистическому содержанию и тем первым
опытом, который повел за собой последователей.
Дагестанская комедия,
главным образом, это относится к комедиям Г. Цадасы, сразу встала на путь
реалистического отражения жизни, вплотную подошла уже на первых этапах своего
развития к освоению реализма.
Первым дагестанским
комедиографом был Багадур Малачиханов (аварец). В 1924 году он написал комедию
«Мастер», которая была очень душевно принята; она прошла почти по всем аулам и
городам Дагестана. Самодеятельные коллективы, рождающиеся профессиональные
театры играли ее на русском, аварском, кумыкском языках.
Дело, начатое Б.
Малачихановым, продолжил Р. Нуров, создав пьесу «Разоблаченный шейх», где
сказалось незаурядное мастерство комедиографа, хоть пьеса в целом не стала
комедией.
Затем (в 1930 году) выходит
в свет комедия З. Гаджиева «Конец света», написанная на основе реального
случая, произошедшего в одном из аварских аулов. Эта комедия нанесла
непоправимый удар духовенству.
Позже появляются и комедии
Г. Цадасы (первая попытка была осуществлена в 1933 году): «Сапожник», «Женитьба
Кодолава», «Роза и ее компания». Эти комедии были сатирического характера, они
сыграли немалую роль в политической
жизни своего времени.
Все эти драматурги,
стоявшие у истоков дагестанской комедии, были хорошо знакомы с русской и
зарубежной драматургией и именно через нее пришли к созданию своей родной
комедиографии.
Таким образом, первые
комедии дагестанцев принципиально важны тем, что смехом они уничтожали зло,
отстаивали завоевания Октября. Бичуя и уничтожая косное, комедия звала к
торжеству светлого, прекрасного. Вот
основные черты нашей первой еще «неокрепшей» комедии, давшей жизнь дагестанской
комедиографии вообще.
Комедии Г. Цадасы
Одна из интересных и
своеобразных страниц в творчестве Цадасы – его драматургия. Начиная с 30-х
годов и до конца своей жизни писатель проявляет неослабеваемый интерес к
драматургии. Всего им написано одиннадцать пьес: драмы – «Айдимир и Умайганат»,
«Встреча в бою», «Базалай»; комедии –
«Сапожник», «Свадьба Кодолава», «Роза и ее компания»; трагикомедия –
«Сундук бедствий»; пьеса «Танусинцы», написанная на стыке комедии и драмы, и
три неоконченные пьесы: «Дети Хирача», «Гимринское ущелье», «Шамиль в Шоботе».
Работа писателя для родного театра отличаются
теми же чертами новаторства, творческих поисков, какие характерны и для всей
его литературной деятельности.
Еще до открытия Аварского
национально театра, Цадаса, который видел в Хунзахе на самодеятельной сцене
постановки пьес З. Гаджиева, а также переводные русские и азербайджанские
пьесы, уже делал попытку попробовать свои силы в драматургии.
Его работа в
драматургическом жанре началась, когда писатель имел огромный опыт стихотворца,
баснописца, поэтому вся поэзия Цадасы явилась как бы своеобразной подготовкой к
драме. Реальные образы, чаще всего сатирические, заимствованные из самой
действительности и бытовавшие ранее в его стихах, возродились в комедии.
Построенная на категоричном противостоянии, на борьбе нового со старым, добра
со злом, она характеризуется остротой конфликта, радикальностью поставленных в
ней вопросов.
В основе сатиры Цадасы
лежит понимание объективно возникающих противоречий между здоровыми силами
общества и его «оборотной стороной», поэтому внутренняя полемика,
конфликтность, возникают уже в стихах, баснях, представляющих небольшую
драматическую сценку – малую комедию.
Комедии Цадасы содержат большую жизненную философию. Разнообразные
по замыслам и краскам картины, отразившие становление советской власти,
осложненные столкновением частнособственнической идеологии с коммунистической
моралью, глубоко реалистически соединили политический пафос с мастерством
художника – бытописателя и психолога. Комедии Цадасы чаще и охотнее прибегали к
воскрешению традиций. В них наиболее очевидно давали себя знать народные
демократические тенденции. Большое место в произведениях Г. Цадасы занимал быт
со своей специфической обособленностью, мелочами, деталями. Язык его комедий «оснащен» просторечием, шуткой, метким
словом, юмором, который лежит в русле народно-смеховой культуры. Уже в первых
пьесах родился типический, детерминированный образ, извлеченный из жизни и
имеющий глубокие корни в словесно-художественной культуре дагестанского края.
«Танусинцы»
Пьеса «Танусинцы» является
первым опытом Цадасы в драматургии. Одноактная пьеса написана на говоре аула
Тануси. По жанру она стоит на стыке драмы и комедии. Написана в шутливом
аспекте. Ее содержание охватывает события реального аула и его реальных жителей
в период коллективизации. Здесь показан острый драматизм социальных врагов –
бедняков с кулаками. В пьесе «Танусинцы» изображены события 1933 года, выведены
передовые представители крестьянской бедноты, сторонники коллективизации и
показана борьба кулачества и духовенства против колхозов. Сюжет пьесы таков:
представители духовенства, крестьян и кулачества собрались на годекане и читают
письмо, в котором предлагается помощь земледельцам в виде разной техники. И тут
начинается спор жителей села, и каждый стремится показать, что его точка зрения
самая правильная. Время, когда происходит действие пьесы, – это первые
послереволюционные годы. Г. Цадаса показывает как начиналась коллективизация в
аварских аулах. Читая пьесу мы видим насколько непросвещен крестьянин и как
этим пользуются некоторые представители духовенства. Образы сами по себе не
представляют большого интереса, особой ценности, так как основной целью автора
является не обличение какого-либо определенного человеческого порока, Цадаса
стремится показать те положительные стороны, которые принесла революция в
дагестанские окраины. Революция прежде всего помогает простому крестьянину, но
люди еще не совсем готовы к «дарам» революции, они очень тяжело расстаются с
обычаями предков, и не совсем могут поверить в то, что им просто так могут
помочь практически незнакомые люди. Один из участников спора, когда горцам
предлагают технику для пахотных работ, говорит:
«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Наверняка они от нас что-то
потребуют». Это и понятно, ведь простой люд, столько времени живший под гнетом
власть имущих, не сразу осознает счастье
новой жизни. К тому же масло в огонь подливают некоторые нечистоплотные шейхи,
которые боятся потерять свой контроль над непросвещенными крестьянами и
всячески стараются помешать проникновению новой власти в их жизнь. Пьеса
ставилась на самодеятельной сцене. Затем рукопись была утеряна.
«Сундук бедствий»
В 1937 году Цадаса пишет
пьесу «Сундук бедствий», рисующую дореволюционный аварский аул. Это была вторая
пьеса в творчестве Цадасы. Первый и единственный раз в пьесу аварского сатирика
входят вымышленные обстоятельства, сказка смешивается с жизнью. Автор
использовал этот прием, чтобы глубже раскрыть мировоззрение, порожденное
частнособственнической идеологией, идеологией мира, где правил золотой телец,
где человек человеку был волком.
В ней поэт, используя фольклорные мотивы, в
остроумном и сложном сценическом действии выступает против собственнической идеологии, высмеивая
жадность, страсть к обогащению, эгоизм, показывает необходимость бороться с
этими пороками, как с пережитками капитализма в сознании людей. В том же 1937
году пьеса была поставлена на сцене аварского театра и показана самодеятельными
кружками. Пьеса была горячо принята и имела очень большой успех, в газетах
только о ней и писали. К тому же «Сундук бедствий» получил диплом за первое
место в республиканском конкурсе[2].
По жанру эта пьеса близка к трагикомедии, хотя некоторые критики (Н. Капиева,
М.И. Зульфукарова, Г.А. Султанова)
характеризуют ее как сатирическую комедию.
В пьесе Цадаса обращается к
притче, в которой повествуется о том, как три жадных человека шли по мосту
через реку и увидели на дне ее сундук. Боясь, что сундук достанется спутнику,
все трое бросились с моста и погибли. Когда же люди захотели узнать, из-за чего
погибли трое и заглянули в сундук, то оказалось, что он пуст. Житейская истина
обрела в комедии Цадасы философское звучание. Скупость трактуется как порок
социальный и подвергается скрупулезному исследованию в побуждениях персонажей,
жестокость которых обусловлена волчьими законами – перегрызть горло сопернику.
Написав пьесу, в которой все немного утрировано и заострено, где нравы прошлого
противопоставляются новой морали, художник обнажил различие в отношениях прежде
и теперь, когда люди могли и должны были стать друзьями, братьями, ибо над ними
не довлеет частнособственнический инстинкт. Цадаса казнит так называемых
товарищей, но тут же дает понять, что пороки – продукт общественных нравов.
Начавшись с представления вполне
реалистических событий, подготовки к охоте, описания обычного горского быта,
интересов аула и аульчан, пьеса с момента нахождения сундука, незаметно
переходит в сказочную манеру разворачивания сюжета. Образы постепенно
гротескируются, вступают в действие интрига, сказочные ситуации, нагнетается
драматизм, все туже закручивая сюжетные спирали. Житейская мудрость народа,
сосредоточившаяся в притче, в пьесе разворачивается в анализ глубинных,
психологических механизмов, и пьеса обретает философское звучание. Социальный
аспект перерастает в нравоучительный.
В основу пьесы положен
сказочный сюжет о золотом кладе. Три товарища-охотника: Анталав, Хасбулад и
Алибулад находят в пещере сундук с сокровищами, который и становится причиной
многих несчастий, «сундуком бедствий». В жертву золоту друзья приносят дружбу,
любовь, честь. Каждый жаждет остаться единственным обладателем сокровища. Мечты
героев раскрывают глубинные червоточины в образах: Алибулад мечтает тратить деньги
на развлечения; Хасбулад – обзавестись большими отарами, построить лучший дом,
купить земли, стать хозяином, первым человеком в округе; Анталав хочет открыть
свое дело: купить фруктовый сад и построить консервный завод. Но жадность
заглушает голос разума, каждый хочет остаться единственным хозяином сокровища.
Эта жадность не позволяет им вернуться
домой с найденным сокровищем. Но одним созерцанием золота сыт не будешь, и
Алибулад отправляется в соседнее село в поисках еды, захватив с собой несколько
золотых монет. Как только он скрывается с глаз, Анталав и Хасбулад решают избавиться
от него, чтобы и его долю разделить между собой. А Алибулад тем временем
стучится в дверь Умагани – женщины коварной, готовой на все ради богатства. Она
с помощью дочери выпытывает у Алибулада
откуда у него золото. Умагани составляет хитроумный план, по которому
все богатство, найденное в сундуке, должно перейти в ее дом.
Развивая повествование, строя его на
последовательном обострении драматической борьбы, Цадаса рисует неприглядную
картину действия яда алчности. Сюжетные узлы завязываются один за другим, вводя
читателя в дисгармонию мира порока.
Интересными в пьесе
являются женские образы. На примере Аминат – жены Анталава и Хото – матери
Анталава Цадаса показывает сложные взаимоотношения свекрови и невестки. Аминат
очень хитрая женщина: при посторонних и перед мужем она играет роль заботливой,
любящей невестки. Но ситуация меняется в корне, когда женщины остаются наедине.
Маска спадает с лица Аминат, и мы видим, что она не только не заботится о
старой свекрови, но и обходится с ней жестоко, посылает на нее разные проклятья. Но свекровь мудра, она
пропускает мимо ушей язвительные замечания невестки, делает вид, что плохо
слышит, тем самым избегает в семье конфликта.
Другая семья – Умагани и
Гайбат. Умагани больше всего в жизни ценит богатство, и свою дочь воспитывает в
этом же ключе. Родственные связи, семейное благополучие дочери, честь – все
забыто. Деньги затмевают ее разум.
Гайбат засватана за племянника Умагани – Гайдара, но ее и это не останавливает.
Она готова выдать дочь за Алибулада, человека уже женатого, более того,
отравляет Гайдара, чтобы тот не мешал ее плану. И именно Умагани уговаривает
Алибулада избавиться от своих друзей. Она хотела всех перехитрить и заполучить
все сокровище, но судьба распоряжается иначе. Своей алчностью Умагани погубила
не только себя, но и семнадцатилетнюю красавицу-дочь. Все, кто каким-либо образом соприкасался с
«сокровищем», погибают, при этом в ход идет всё: яд, ружье, измена. И один за
другим все действующие лица пьесы падают жертвой пагубной страсти к
золоту.
Гамзат Цадаса в этой пьесе,
как и во многих своих произведениях, использует много пословиц и поговорок,
благодаря которым язык пьесы становится насыщенным, ярким, интересным.
Например: Гьабигьанасул чед к1удияб, чанахъанасул гьан к1удияб (У мельника
хлеба много, а у охотника мяса много); Нусги якьадги – ракьаги нусги (Невестка
и свекровь как кость и нож); Абурасе гурила яс щолей, ячарасейила (Девушка
принадлежит не тому, кто засватал, а тому, кто взял в жены); Г1адамазул г1абдал
– чанахъан, чуязул г1абдал – юргъачу (Среди людей дураком считается охотник, среди коней – скакун).
Пьеса «Сундук бедствий»,
созданная по фольклорным мотивам, по форме напоминает диалогическую басню, с
поучительной и точной моралью, назидательно отвергающей убогость человеческого
мышления, рожденную мещанской идеологией. Заканчивается пьеса словами:
«Слушайте, люди! Если нашу Умагани и ее детей убили эти люди, то кто же убил их
самих? Нет, товарищи! Их всех убил этот сундук. Умагани погубил он, ее дочь
Гайбат тоже убил он, и ее зятя Гайдара убил он. И этих несчастных людей он погубил.
Это, товарищи, сундук бедствий! Давайте, товарищи, мы вместе похороним наших
умерших, этих крестьян тоже доставим к их близким. А сокровище я предлагаю
потратить на общественные нужды».
«Сапожник»
Вернулся Г. Цадаса к комедиям в послевоенные
годы. После окончания Великой Отечественной войны были написаны такие комедии,
как «Сапожник» (1945 г.), «Роза и ее компания» (1946 г.), «Свадьба Кодолава»
(1947 г.). Они посвящены вопросам любви, нравственного климата общества, утверждению
высокого идеала человека.
«Сапожник» Г. Цадасы –
веселая комедия, стрелы которой направлены против несправедливости,
существующей в человеческом обществе. Она о предприимчивости бедняка, которого
любовь и несправедливость (из-за классового неравенства) заставили прибегнуть к
хитрому, остроумному воздействию на односельчан, используя против них их же
невежество. Сюжет комедии прост и распространен. Умный бедняк, побеждающий
своим умом богатых царей, властелинов, издавна известен мировому фольклору и
литературе. Г. Цадаса воспользовался отработанным сюжетом, в котором нашел
аналогию в каких-то случаях, ситуациях действительности. В комедии «Сапожник»
Цадаса сталкивает силы добра и зла, справедливости и бесчеловечности, страстно
защищая любовь, находчивость, ум, отвергая насилие, жадность, порок. В пьесе
сопоставлены две группы людей. В одну группу входят бедные люди, но умные,
находчивые. Им ничего не достается без труда и борьбы (Ислам, Тамари).
Другая группа – группа
имущих людей, которым все достается легко, но нечестным, обманным путем, только
отобрав у другого, бедного и слабого. Представители второй группы недалекие и
ленивые, способные только потреблять, но не производить. Цадаса выражает свою приверженность людям
труда. Все стрелы острой сатиры автор направляет на тех, кто ведет паразитический
образ жизни. Обличая одно, утверждая другое, он протягивает тоненькие, но
зримые ниточки к современности, находя в ней отдаленные аналогии и параллели.
В центре пьесы – бедный
сапожник Ислам, полюбивший Меседу, дочь богатых родителей, которая тоже любит
его. Конфликтный узел завязан традиционно и жизненно. Молодые и не мечтают о
женитьбе, так как знают, что отец Меседу, богач Султанбек, никогда не даст
согласия на их брак. Но в предопределенность судьбы вмешивается умная и
решительная женщина, мать Ислама, Тамари – простая горская женщина, готовая на
все ради счастья единственного сына.
Мать вместе с сыном
разрабатывают лукавый план – воспользоваться невежеством односельчан. Ислам
исполняет роль ясновидящего шейха, одевается как он, меняет внешность, и, войдя
в роль, по ладоням односельчан вещает о том, что было и будет с ними, зная их
жизнь, раскрывает их тайны, разоблачает шарлатанов, выдающих себя за святых.
Даже раскрывает несколько мнимых преступлений, подстроенных им самим же. И
настолько искусно он сыграл эту роль, что поверили даже местные «святые»
Вали-Омар, Гусейн-Дибир, Али-Гаджи, которые пришли в страшное волнение, когда
«шейх» раскрыл, как они обманывали народ, обирали сирот, строили дома на
общественных землях. Так велик их ужас перед разоблачением, что они умоляют
шейха скрыть их грехи от людей и обязуются впредь вести богоугодную жизнь.
Услышав
о знаменитом шейхе-провидце, приходят к нему и родители Меседу с жалобой на
дочь, которая отказывается выйти замуж за состоятельного, избранного родителями
жениха. Шейх пророчествует, что Меседу на роду написано выйти замуж за
сапожника, человека бедного, но угодного Аллаху. В страхе перед Богом,
Султанбек благословляет брак влюбленных.
Когда
комедия Цадасы вышла в свет, автора стали упрекать в том, что он выступает
против истинной религии, но на самом деле сатира Цадасы направлена не против
самой религии, а против тех ее служителей, которые пользуясь наивностью
непросвещенностью граждан, обманывали их. Обличение служителей религии –
сквозная тема всего творчества писателя. Терпеливо и настойчиво в своих
произведениях разоблачал Цадаса ужас религиозного мракобесия, остроумно
высмеивал шарлатанов, шейхов, знахарей.
Г.
Цадаса ставит серьезные проблемы уважения к труду и трудовому человеку,
социальное положение которого не определяет его душевных и умственных качеств,
что демонстрируется в пьесе находчивостью и живым умом сапожника и его матери и
тупостью богачей, над которыми автор недвусмысленно потешается. Автор
прославляет красоту труженика, поет гимн его благородству, доброте, уму.
«Роза и ее компания»
Комедиография
Г. Цадасы не ограничивается лишь сатирической драматургией. В послевоенные годы
(1946 г.) Г. Цадасой написана пьеса «Роза и ее компания» («Роза и Мирза»). Как
свидетельствует в пояснениях к пьесам Г. Цадасы Гамзатов Г.Г., аварский
драматург мечтал написать для национального театра пьесу, в которой сочетались
бы повествование, песни, танцы, то есть водевиль.
Водевиль
отличается от других веселых действий, от другой формы комедии тем, что это не
просто веселая пьеса, но, как правило, пьеса с куплетами, танцами, запутанными
и забавно-шутливыми происшествиями, которые
бесконечно насыщают действие и придают этому своеобразному жанру особую
прелесть, легкость и изящество. Это все мы находим и в пьесе Г. Цадасы «Роза и
ее компания».
Водевиль
в дагестанской драматургии – не такое уж частое явление, он не получил широкого
развития, несмотря на то, что как будто бы именно этот жанр наиболее близок
традиционным обрядовым и развлекательным представлениям, а также песням, танцам
и т. д., которыми так богато народное искусство Дагестана. По всей вероятности,
желание написать водевиль в Цадасе
пробудили спектакли, которые он видел на театральной сцене в Москве, Баку,
Тбилиси, Ташкенте. Попыткой осуществить эту мечту можно считать и найденную в
архиве поэта пьесу «Роза и ее компания». И если учесть, что ко времени
написания водевиля (1946 г.) Г. Цадаса
был уже человеком, которому перевалило за семьдесят лет, остается лишь
удивляться мастерству, с каким он сумел воссоздать образы веселой, жизнерадостной
молодежи.
Суть
пьесы состоит в том, что веселая студентка Роза собирает своих поклонников:
Мирзу, Лабазана, Рабадана, Дамадана, Шаназара и Зулпукара, и ставит перед ними
задачу переодеться так, чтобы не узнали друг друга, и попытаться собрать
богатство. Тому, кто искуснее сыграет роль и принесет больше богатства, она и
вручит свое сердце. Сама Роза влюблена в Мирзу, но не признается ему в этом,
видимо верит в то, что выиграет Мирза.
Здесь
Г. Цадаса показывает, какую свободу получила горянка с установлением советской
власти. Если ее раньше угнетали, ни во что не ставили, выдавали замуж, не
спросив даже ее согласия, то теперь она становится хозяйкой своей судьбы. Роза
не только сама находит себе жениха, но еще и испытывает молодых людей, дабы
выбрать самого лучшего. И никто не видит в этом ничего предосудительного.
На
комедийных приемах неузнавания, переодевания, веселых событиях, сказочных
мотивах построена вся пьеса, в которой Мирза
в роли артистки сумел победить и саму Розу, игравшую роль милиционера.
И Роза только рада этому, ведь из всех
поклонников ее сердце тяготело к нему.
«Женитьба Кодолава»
В
1947 году Г. Цадаса пишет следующую комедию – «Женитьба Кодолава». Это пьеса
является наиболее интересной и художественно совершенной. В ней воплотилась
современная (автору) борьба разных мировоззрений. Очень убедительно и
своеобразно решил Цадаса в ней тему идеала, показал отвратительное порождение
порочных нравов капитализма, имеющих рецидивы в нашем обществе. Все решается в
легком, сугубо комедийном плане, с веселостью, юмором, свойственным жанру, с
характерными приемами. Только на Кодолава обрушивает автор весь гнев своей
сатиры, своего страстного обличительного пафоса.
Интересна
история этой комедии. Ей пришлось преодолеть много трудностей, чтобы пробить
себе дорогу на театральную сцену. Литератор, к которому Цадаса отнес свою пьесу
для написания рецензии, сам оказался вторым «кодолавом» и, конечно, нашел в
пьесе много недостатков. Затем, «товарищ», который должен был поставить свою
подпись под договором, оказался его «братом». Но пьеса прошла через все преграды.
В
центре комедии – человек, нечистоплотный в нравственном аспекте, посвятивший
себя погоне за наживой, ставший «слугой желудка». Из этих моральных качеств и
вытекает чехарда героя с женитьбами. Он расторгает один брак, заключает другой,
суливший ему больше богатства. «Герой» далек от гражданских идеалов, высокого
понятия службы родине, народу, и, более того, пытается извратить и приспособить
к своей бескорыстной теории нравственные понятия общества. Тип в «Женитьбе
Кодолава» словно выхвачен из нашего сегодня и обрисован с большой
реалистической конкретностью. Завоеванием Цадасы было создание типа
ханжествующего демагога и краснобая – фигуры очень типичной. Автор заставляет
его наглядно демонстрировать свои комические черты.
Конфликт
происходит между Кодолавым и его женой, умной женщиной Заги. Психологический
портрет Кодолава Цадаса создает, прибегая к типичным для комедии приемам:
строит его на ярких контрастах и противопоставлениях. Общественное лицо
Кодолава – активный советский работник. Он читает лекции в сельском клубе на
моральные темы, призывает к соблюдению нравственного кодекса советского
человека. Но его эгоистичная и корыстная натура не может измениться, какую бы
оболочку он не надел. Заги работала и содержала его, пока он учился, но как
только он окончил учебу, устроился на хорошую работу, сразу проявляется
безнравственность его внутреннего мира: Заги стала ему не нужна. Кодолав решил
избавиться от жены, но он не просто развода требует, вдобавок еще решил
оставить у себя все приданное Заги и то, что она заработала честным трудом. Вот
два лица одного человека.
Но
Кодолаву Цадаса противопоставляет простых, честных тружеников – жена Заги,
остроумная соседка Наги, ее племянница Загидат, пастух Асадула, сторож Али.
Простые и славные люди, они возмущены поведением Кодолава. Они не только осуждают Кодолава, а устраивают
против него хитрый сговор и остроумно наказывают.
К
каким только ухищрениям не прибегает ловкий Кодолав. Согласно кивает и открыв
рот слушает Наги Кодолава, когда тот уговаривает ее выдать за него свою
племянницу. Наги давно раскусила лжеца и хитро прячет ухмылку в платок. Она
отлично знает цену этим словам. Вроде бы веря «песням» Кодолава, поддаваясь на
его уговоры, Наги, Асадула Загидат и Заги подвели дело к кульминации: в день
свадьбы, когда Кодолав потирает руки, радуясь, что всех провел, он оказался
посрамленным. Когда открывают лицо невесты, чтобы смазать губы медом, желая
сладкой жизни, перед самодовольным женихом оказывается его собственная жена.
Кодолав повержен, просит прощения, но Заги дает ему отповедь и указывает на
дверь[3].
Цадаса
«убивает этой комедией двух зайцев» – ханжу
Кодолава и шариатский брак, который
не имеет никакой силы перед законом, не дает никаких прав женщине, а
мужчину ни к чему не обязывает.
Кодолав
– это целое явление – одна из «прорех» жизни, которую мы вправе назвать
«кодолавовщиной». Тем более, что драматург имеет в этом многих последователей.
Примерно такая же ситуация, с таким же решением повторена в комедии А.
Курбанова «Женитьба Кайтмаса». Похожую коллизию мы наблюдаем и в комедии А.
Абу-Бакара «На нем держится мир»[4].
Гамзат Цадаса внес
исключительный по своей идейно-художественной значимости вклад в становление
дагестанской драматургии, утвердив национальные традиции формирования жанра
сатирической комедии и обозначив качественно новый этап ее развития.
[1] Драматургия
Дагестана: Сб. пьес. Ч. 1-я / Сост. Султанова Г. И Алиева Н. – Махачкала:
Дагкнигоиздат, 1994. – С. 6.
[3]
Гаджиева З.З., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (1920–1950
гг.). – Махачкала, 2004. – С. 350.
[4]
Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. – Махачкала, 1965. – С.
211.
Комментарии
Отправить комментарий