Лекция "Ирчи Казак" для студентов 3 к.ФПиФ



Ирчи Казак

И. Казак (1830–1879) – первый кумыкский поэт Нового времени. Как и его современники О. Батырай, Е. Эмин и Али Гаджи из Инхо, он стоял у истоков романтического и реалистического типов художественного творчества, которые развивались в их творчестве почти синхронно.
И. Казак родился в селении Муслим-аул Тарковского шамхальства (ныне сел. Атлан-аул Буйнакского района РД) в семье свободного крестьянина-уздена* Татархана. Детские и юношеские годы будущего поэта были заполнены не только учебой, тяжелым крестьянским трудом, но и участием в народных празднествах.
В самый разгар Кавказской войны, оказавшись при дворе шамхала Тарковского, глубоко сочувствуя борцам за свободу, И. Казак все же в тех условиях не мог прямо выразить свое отношение к ним. В этом смысле интересны его стихотворения: «Не все мужчины, называемые мужчинами, мужчины», «Дружи с Батыром», «Нужен мужчина» и др.  На первый взгляд поэт ведет абстрактный разговор о мужестве и мужчинах, на самом деле И. Казак романтическими средствами, в обобщенной форме воспроизводил и прославлял мужчин-борцов за свободу. В стихотворении «Песня о Шамиле» отчетливо проступают конкретные политические пристрастия И. Казака.
В романтической поэме «Песня-частушка» поэт широко пользуется иносказаниями, намеком, романтической иронией, основанной на традициях народной смеховой культуры, чтобы подчеркнуть невозможность идеала в реальной жизни. Поэма пронизана чувством досады по поводу того, что внешняя красота человека нередко соседствует в душевной пустотой, ветреностью и изменчивым нравом. Поэма свидетельствует о неутомимых поисках идеала, гармоничного человека. Невозможность достижения гармонии, счастья в жизни вызывает у Казака не мировую скорбь, как это было у европейских романтиков, а недоверие к окружающей жизни.
Все исследователи творчества поэта отмечали реализм его творчества, социальный характер осмысления явлений действительности.  В осмыслении явлений действительности Казак шел от разоблачений, недостатков отдельных людей (князей, шамхалов) к критическому осмыслению основ современного ему общественного строя, основанного на социальном и национальном гнете, на власти денег.
Уже в первом досибирском периоде творчества Казак воспроизвел не только типичные картины крестьянской жизни, но и трагическое состояние дагестанского общества при водворении господства царизма. В стихотворениях «И мы поклялись», «Песня пахоты» раскрываются тяжелые условиях жизни и труда простых крестьян.  В «Песне о Шамиле» осмысливаются печальные для народов Дагестана и Чечни итоги кавказской войны, когда царские власти не только разгромили национально-освободительное движение, жестоко расправились с борцами за свободу, но и захватили земли, принадлежавшие народу и установили невыносимые порядки. В более позднем стихотворении И. Казак осудит Шамиля за то, что он, напрасно пожертвовав тысячами жизней, сдался в плен, а не погиб на поле брани, как настоящий имам.
Стихотворение «Абдул-Муслим-хан-шамхал» – образец политической лирики. Это стихотворение посвящено памяти одного из отпрысков рода шамхала. Абдул-Муслим, умерший в 1860 году, начинает управлять шамхальством с 1836 г., зарекомендовал себя как самый преданный слуга царя из туземной аристократии. Был возведен в князья и стал именоваться князем Тарковским. в 1856 г. он получил чин генерал-адъютанта.
В старинных причитаниях кумыков мужчину восхваляли только в том случае, если он отдал жизнь на поле сражения,  если он погиб как джигит в бою. Мужчина, скончавшийся в постели, считался опозоренным и не заслуживал внимания. Такая смерть приравнивалась к смерти женщины. Стихотворение построено в форме причитания. Восхваляя подвиги шамхала, поэт заставляет его умереть в постели, тем самым намекая на бесславную смерть – прием косвенного обличения. Дагестанские литературоведы не имеют конкретных фактов вражды поэта с шамхалом. Но конкретное содержание стихов указывает на это противостояние. Шамхал ждал подходящего случая, чтобы отомстить вольнолюбивому поэту. И дождался. Поэт, принимавший участие в похищении рабыни шамхала для своего друга Атабая, был арестован, а затем сослан в Сибирь.
Реализм Казака в Сибири углубляется и усиливается. Во многих стихотворениях этого периода («Откуда мне знать, что сто разных коварств у ханов», «Попали мы в жизни капкан») поэт раскрыл типичные картины ужасных условий жизни каторжан, человеческое достоинство которых ежеминутно угнетали, а национальные чувства оскорбляли. Казак разоблачает политику царизма, основы феодального миропорядка, крепостнических отношений.
В стихотворении «Попали мы в железный капкан», адресованном дочери шамхала Райганат, о своих охваченных туманом в буквальном и переносном смысле и безнадежных днях поэт писал:
Наш мир заволокло туманами, тучами,
Охваченные туманами, переполненные горем,
Беды внезапно обрушились на Казака.
Если даже убежим на крылатых конях,
Мы все равно в тисках железного капкана.

В основу стихотворения «Нельзя меня корить за жалобы мои» Казак положил описание того состояния, в котором находились каторжане, закованные в кандалы по рукам и ногам. Каторжане в таком состоянии не могли выпрямиться – вынуждены были пребывать в согнутом состоянии, кандалы и оковы были накоротке прикреплены друг к другу. Описывая свои собственные страдания, страдания Атабая, И. Казак подчеркивал не раз, что таких как они, подвергающихся бесчисленным унижениям, огромное множество.
Действительность лучше и больше раскрывается не в описаниях И. Казаком своего состояния, а в моментах, раскрывающих его взаимоотношения с представителями «объективного» мира, власть имущими, властями – теми, кто создал социально удушливую обстановку, в которой страдали и гибли герои прошлого.
В стихотворениях сибирского цикла отражены многосторонние связи Казака с отдельными людьми, со средой: с друзьями, с шамхалом, с его дочерью Райганат, с предавшим их князем Алискандером, с арестантами, с многочисленными родственниками, с женой, с отцом и т.д.
Сибирская каторга обострила социальную зоркость поэта. Поэт решительно критикует пороки современного ему общества, усиливает обобщение, усиливает психологическую трактовку образов. Однако, не сразу поэт расстался с иллюзиями относительно того, что он был сослан в Сибирь по недоразумению, что его возвратят. 
В стихотворениях сибирского цикла Казак идет от разоблачения коварства одного человека – князя Алискендера, предавшего Казака и Атабая и выдавшего их в руки шамхала, к разоблачению лицемерия, вероломства и бездушия людей из окружения шамхала и самого шамхала. В конце концов поэт приходит к разоблачению всего класса феодалов, не способного разумно управлять народом и положительно решать его судьбы.
Возвратившись на родину, поэт ожидал, что жизнь улучшилась, люди стали добрее, их отношения справедливее. Но увиденное разочаровало поэта. Здесь обострились социальные противоречия, мерилом человеческого достоинства стали деньги, имущество. В последних своих произведениях Ирчи Казак остро критикует этот вероломный мир наживы и стяжательства, внося в дагестанскую поэзию острую социальную струю.
И. Казак был человеком общительным, добрым, дружелюбным. Его часто приглашали на свадьбы, вечеринки, народные праздники. Он охотно принимал приглашения, радовал людей игрой на музыкальные инструментах, песнями. Однажды ночью в его дом постучались, он вышел на зов неизвестных людей и больше не вернулся. Длительные поиски не дали никаких результатов. Так наемники шамхала расправились с поэтом.
Традиционная для Востока антидеспотическая тема «царь и поэт» у Казака выражена в сопоставлении лирического героя с крупнейшим феодалом Дагестана – шамхалом. Поэт воспроизводит его мстительный, омерзительный образ, лишенный даже тени благородства.  Поэт приходит к пониманию того, что социальным злом охвачена не только его родина – Дагестан, но и другие земли.  В стихотворении «О, эти смутные времена!» поэт говорит о Кумыкии как о стране рабов, тем самым выражая боль души по поводу жалкого положения народа.  И если раньше Казак еще жил надеждами на возможность самостоятельного существования сельской общины, все же он вынужден были частично разочароваться в этой своей идее после водворения колониальных порядков в Дагестане.
  
* Существовало 3 типа узденей: 1. Сала-уздени, которые имели земельные участки и могли использовать труд зависимых крестьян; 2. Догерек-уздени (круглые) – зависимая часть узденства. Не имея своей земли, они вынуждены были идти в кабалу; 3. Азат-уздени – бывшие рабы, вольноотпущенники, также не имели своей земли, а потому работали на хозяина. 

Дружи с отважным!
Набег – что сабля. Не стремись к разбою:
Не ранишь землю саблею кривою.
О честный, радуясь коням дарёным,
Ужели князю станешь ты слугою?

Терпенье – золото, удачу множит.
С терпеньем что, скажи, сравняться может?
Кто поспешит – потерпит неудачу,
Кусать начнёт он пальцы – не поможет!

Для бедных солнышко не заалеет,
Для горемычных ночь не посветлеет.
Ты ищешь дружбы? Так дружи с отважным:
Он для тебя души не пожалеет.

С трусливым не дружи: он склонен к вздору,
Тебя покинет он в лихую пору,
Пугаясь неожиданной преграды,
Он убежит – в нём не найдешь опору.

Пока ты не захочешь бремя чести
С друзьями разделить – друзья на месте,
Но лишь откроешь им свою невзгоду –
Уйдут, отхлынут, пропадут без вести.

Ты к ним пойдешь? Они тебя не встретят.
На улице увидят – не заметят.
Ты борешься, о помощи взываешь –
Призыв твой не услышат, не ответят.

Борись, но от приятелей не жди ты
Сочувствия, подмоги и защиты.
Родные за тебя краснеть не будут.
Коль ты с отвагой вступишь в бой открытый.


Иные времена

Да, время теперь по-иному течёт,
Повсюду ведётся имуществу счёт.
Лишь тем, кто богатство умеет добыть,
Оказывают уваженье, почёт.

Такой установлен ныне закон:
Пусть только богатый пребудет умен!
Нет пользы в уме без богатства, увы,
Лишь нищий в раздумья свои погружен.

Ты словом владеешь, но ты не богат –
Отбрось это слабое слово назад!
Ты хочешь достойным мужчиной прослыть?
Пусть речи твои никого не язвят!
Ты станешь богат, коль поможет Аллах,
Не надо кичиться удачей в делах.
Но ежели ты неудачлив – беда:
Хоть смел, хоть умен – будешь втоптан ты в прах!

Сей мир вероломен, изменчив, жесток,
Для этих он тесен, для тех же широк.
Счастливцем ты был – много было друзей,
Утратил ты счастье – и стал одинок.


Удача

Когда с преступником судьбе наперекор
За дело честное бедняк вступает в спор,
Пусть победит и жизнь отдаст он, – всё равно
Ему ни почестей, ни славы не дано.

А кто богат, хотя с похмелья глупо врёт,
Хотя позорит он себя и весь свой род,
И скудоумия он перешел предел –
Всегда, во всём он прав, почёт – его удел.

Хоть силою ума бедняк поборет льва,
О нём как о глупце везде идёт молва.
Удача! Проклята твоя да будет ложь:
Ты подлость дураков за мудрость выдаешь.

С презренного лжеца удача смоет грязь,
Прославит подлеца, позора не стыдясь.
Проникнуть в суть вещей нам надобно, друзья!
Он плох или хорош, – но вывод сделал я:

Коль важные дела приходится решать,
Кого, кого зовёт заносчивая знать?

Того, кто бестолков, того, кто недалёк,
Но лишь бы у него был полон кошелёк,
Но лишь бы у него угодлив был язык,
Но лишь бы грубо льстить и подличать привык…

На сотню бедняков один едва ли есть,
Чья признавалась бы заслуженная честь,
Но и его удел печален и жесток,
Во всех своих делах он будет одинок.

 
Со стихами поэта можно ознакомиться на сайте: Ирчи Казак. Поэтическое наследие (в переводе на русский язык) // http://kumukia.ru/books/0003/index.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Лекция и задание по теме «Кияс Меджидов» для первых курсов ПД и ПСА на период с 20.05.2020 по 26.05.2020 г.