Домашнее задание для ПСА и ПД на 23-27 марта
Задание 1. Законспектировать лекцию о кумыкском поэте Нового времени.
Задание 2. Прочитать стихотворение «Дружи с отважным!» и ответить на вопросы
Дружи с
отважным!
Набег – что сабля. Не стремись к разбою:
Не ранишь землю саблею кривою.
О честный, радуясь коням дарёным,
Ужели князю станешь ты слугою?
Терпенье – золото, удачу множит.
С терпеньем что, скажи, сравняться может?
Кто поспешит – потерпит неудачу,
Кусать начнёт он пальцы – не поможет!
Для бедных солнышко не заалеет,
Для горемычных ночь не посветлеет.
Ты ищешь дружбы? Так дружи с отважным:
Он для тебя души не пожалеет.
С трусливым не дружи: он склонен к вздору,
Тебя покинет он в лихую пору,
Пугаясь неожиданной преграды,
Он убежит – в нём не найдешь опору.
Пока ты не захочешь бремя чести
С друзьями разделить – друзья на месте,
Но лишь откроешь им свою невзгоду –
Уйдут, отхлынут, пропадут без вести.
Ты к ним пойдешь? Они тебя не встретят.
На улице увидят – не заметят.
Ты борешься, о помощи взываешь –
Призыв твой не услышат, не ответят.
Борись, но от приятелей не жди ты
Сочувствия, подмоги и защиты.
Родные за тебя краснеть не будут.
Коль ты с отвагой вступишь в бой открытый.
Вопросы:
1) почему стихотворение «Дружи с отважным!» относится к
дидактическим стихам?
2) почему, по мнению поэта, надо дружить с отважным?
3) каких людей осуждает поэт?
4) какие идеи выражает Ирчи Казак в этом стихотворении и
не устарели ли они в наше время?
Задание 3. Прочитать стихотворение «Иные времена» и ответить на вопросы
Иные времена
Да, время теперь по-иному течёт,
Повсюду ведётся имуществу счёт.
Лишь тем, кто богатство умеет добыть,
Оказывают уваженье, почёт.
Такой установлен ныне закон:
Пусть только богатый пребудет умен!
Нет пользы в уме без богатства, увы,
Лишь нищий в раздумья свои погружен.
Ты словом владеешь, но ты не богат –
Отбрось это слабое слово назад!
Ты хочешь достойным мужчиной прослыть?
Пусть речи твои никого не язвят!
Ты станешь богат, коль поможет Аллах,
Не надо кичиться удачей в делах.
Но ежели ты неудачлив – беда:
Хоть смел, хоть умен – будешь втоптан ты в прах!
Сей мир вероломен, изменчив, жесток,
Для этих он тесен, для тех же широк.
Счастливцем ты был – много было друзей,
Утратил ты счастье – и стал одинок.
Вопросы:
1) почему стихотворение называется «Иные времена»? О
каких временах говорится в нём?
2) какими своими сомнениями и тревогами делится Ирчи
Казак в этом стихотворении?
3) обнаруживаете ли вы в стихах перекличку с нынешними
временами?
Задание 4. Прочитать стихотворение «Удача» и ответить на вопросы
Удача
Когда с преступником судьбе наперекор
За дело честное бедняк вступает в спор,
Пусть победит и жизнь отдаст он, – всё равно
Ему ни почестей, ни славы не дано.
А кто богат, хотя с похмелья глупо врёт,
Хотя позорит он себя и весь свой род,
И скудоумия он перешел предел –
Всегда, во всём он прав, почёт – его удел.
Хоть силою ума бедняк поборет льва,
О нём как о глупце везде идёт молва.
Удача! Проклята твоя да будет ложь:
Ты подлость дураков за мудрость выдаешь.
С презренного лжеца удача смоет грязь,
Прославит подлеца, позора не стыдясь.
Проникнуть в суть вещей нам надобно, друзья!
Он плох или хорош, – но вывод сделал я:
Коль важные дела приходится решать,
Кого, кого зовёт заносчивая знать?
Того, кто бестолков, того, кто недалёк,
Но лишь бы у него был полон кошелёк,
Но лишь бы у него угодлив был язык,
Но лишь бы грубо льстить и подличать привык…
На сотню бедняков один едва ли есть,
Чья признавалась бы заслуженная честь,
Но и его удел печален и жесток,
Во всех своих делах он будет одинок.
Вопросы:
1) к какому периоду творчества относится данное
стихотворение?
2) в чем была трагедия эпохи в понимании поэта?
3) какие два образа противопоставляются в этом
стихотворении?
4) в чём отличие стихотворения «Удача» от народных песен
кумыков, проникнутых уважением к бедным и презрением к богатым?
5) напишите пословицы, в которых осуждаются богачи и
связанные с богатством человеческие пороки.
Комментарии
Отправить комментарий