Лекция и задания для ПД и ПСА "Литература народов Дагестана начала ХХ века. С. Стальский" на период с 13.04.2020 по 19.04.2020 г.
Лекция № 5.
Литература народов Дагестана начала ХХ
века.
Творчество Сулеймана Стальского
Начало ХХ века было отмечено в Дагестане большими
социальными потрясениями. На Кавказ все шире проникал капитализм, зарождалось
промышленное производство. Но, несмотря на бурные темпы его роста в России,
Дагестан и в начале века продолжал оставаться сырьевым придатком и рынком сбыта
товаров, в стране сохранилось военно-полицейское управление.
Социально-экономическое и политическое положение Дагестана в начале ХХ века
определяло сельское хозяйство, которое охватывало подавляющее большинство
населения. Наметился процесс расслоения крестьянства. Проникший в Дагестан
русский и иностранный капитал душил местные кустарные промыслы, которые были
широко распространены в горах. В конце ХIX – начале ХХ века в Дагестане
появились классы, характерные для капиталистического общества: пролетарии и
полупролетарии. Но господствующими все-таки являлись сословия, порожденные
феодальной эпохой. Бурное развитие капитализма в России, расширение
общероссийского рынка найма выталкивали из горного края все большее число
безземельных или малоземельных крестьян. Они уходили в промышленные центры
России и Кавказа в поисках работы. Число отходников с каждым годом
увеличивалось, что накладывало отпечаток на все стороны жизни в горах, освобождая
ее от патриархально-феодальных пут.
В конце XIX – начале XX века по дагестанскому
побережью была проложена железная дорога, в Петровске сооружен морской порт,
появились новые города. Резко возрос товарооборот между Дагестаном и другими
регионами России и Кавказа, сложилась, хотя и очень слабая, фабрично-заводская
промышленность.
Под влиянием связей с русской культурой произошли
изменения и в культурной жизни в горах. В городах Дагестана открылись первые
общеобразовательные школы, появилась периодическая печать, началось
книгопечатание. Впервые в истории горного края в типографии Мавраева, в
Темир-Хан-Шуре, стали издавать книги на аварском, кумыкском, лакском, а также
на арабском, персидском и турецком языках. Расширяется сфера светского
образования, появились первые учебные заведения с профессиональным уклоном
обучения. Открылись библиотеки, стали издаваться газеты либерального
направления. В газетах «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета», издаваемых
Саидом Габиевым в Петербурге, сотрудничали все прогрессивные деятели Дагестана.
Это были единственные печатные органы, которые открыто защищали интересы
дагестанских народов и выступали против колониальных порядков в Дагестане.
К началу ХХ века следует отнести и выход в свет целого
ряда работ ученых, внесших большой вклад в дагестанскую науку: Али Каяева,
Гасана Алкадари, Казем-Бека, Д. Шихалиева, А. Омарова, Б. Далгата, С. Габиева,
З. Батырмурзаева, Д. Бутаева и др. Это была местная интеллигенция, воспитанная
под влиянием передовой русской культуры – этнографы, историки, фольклористы,
литераторы, ученые, публицисты. И в это же время сама дагестанская литература в
лице Е. Эмина, Эльдарилава, Ирчи Казака, Чанки, Ю. Муркелинского, Батырая
целиком переходит на национальные рельсы.
Устное народное творчество продолжало играть в
духовной жизни Дагестана большую роль. В начале ХХ века оно получило свое
дальнейшее развитие. В исторических песнях этого времени нашли отражение такие
события, как борьба горцев против царизма и местных феодалов, восстание 1877
года, русско-японская война, воспевались героизм и мужество, любовь дагестанцев
к родине.
В новом цикле лирической поэзии было отражено и
отходничество. Заметно расширился круг песен, преданий, сказок, пословиц, в
которых затрагивались вопросы социального неравенства, тяжелого материального
положения горцев, колониального гнета, воспевался защитник народа.
Наряду с устным творчеством стала развиваться письменная
литература. Магомед-Эфенди Османов получает известность как собиратель и
издатель кумыкского и ногайского фольклора, поэзии Ирчи Казака. Реалистическое
направление в даргинской литературе связано с творчеством Омарла Батырая.
Большой след в поэзии оставили Чанка, Эльдарилав, Махмуд, которые создали
цельную поэтическую школу в дагестанской литературе.
Большой популярностью в конце XIX – начале XX века
пользовались в народе поэты Сукур Курбан, Анхил Марин, Щаза из Куркли, Патимат
из Кумуха. Тяжелая жизнь отходников была отражена в творчестве Мунги Ахмеда,
Гаджи Ахтынского и др.
В конце Х!Х – начале ХХ века дагестанская литература
была представлена неповторимым богатством гуманистического художественного
наследия, именами прославленных поэтов и признанных мыслителей, принадлежащих к
рационалистическим и просветительским течениям, к романтическому и
реалистическому творческим направлениям, к революционно-демократическому и
освободительному этапам художественного сознания. Литература народов Дагестана
к началу ХХ столетия представляли собой сложившуюся многонациональную художественную
систему.
Осуждением «старых» и «новых» порядков было проникнуто
творчество ведущих мастеров художественного слова, романтиков и реалистов,
дагестанских просветителей.
Просветительство представляет собой широкое
идеологическое течение, которое получило распространение во второй половине ХIХ – начале ХХ века на национальных окраинах России и
за её пределами. В Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, просветительство
тоже было неоднозначным, оно прошло несколько этапов в своем развитии. Ранние формы
национального просветительства в Дагестане зародилось в 40-е годы ХIХ века и просуществовали до конца столетия, когда под
влиянием назревшей революции резко изменилась обстановка в стране, в движение
пришли народные массы. Ранние просветители в Дагестане стремились приобщить
дагестанские народы к русской и европейской культуре. В ХХ веке
просветительство в целом смыкается с революционным движением. Оказавшись в
составе России, дагестанские народы постепенно были вовлечены в русло
капиталистического развития, что требовало от литературы определенной
перестройки, перевода художественного мышления горцев на уровень российского.
Реалистическое направление, утвердившееся в начале ХХ
века в литературной жизни Дагестана, особенно ярко проявилось в творчестве отца
и сына Батырмурзаевых, Саида Габиева, Маная Алибекова, Темирбулата Бейбулатова,
Азиза Иминагаева, Рабадана Нурова, Гаруна Саидова. Уже в ранних произведениях
Гамзата Цадасы и Сулеймана Стальского остро звучали социальные мотивы. Поэты
высмеивали в своих стихах жадность и нечестно нажитое богатство. Их творчество
утверждало демократические и гуманистические традиции, пробуждало национальное
самосознание горцев.
Саид Габиев
(1882–1963) – поэт, публицист – родился в городе Опочка, куда его отец был
сослан царским правительством за участие в восстании 1877 года. Писать стихи
Саид начал еще в Ставропольской гимназии. После её окончании он поступает на
физико-математический факультет Петербургского университета. Годы учебы в
столице сыграли огромную роль в формировании мировоззрения поэта. Он
сочувствует народу, приветствует первую русскую революцию 1905 года, участвует
в ней и пишет стихи, посвященные революции и призывам выступить против царизма.
И хотя жил Габиев вдали от родины, он все время думал о Дагестане. Как защитник
интересов горцев выступает Саид Габиев в статье «Лаки, их прошлое, быт», эти же
идеи он проводит в газете «Заря Дагестана», издаваемой им в Петербурге.
Публикациями в газете С. Габиев подводит читателей к мысли, что виновником всех
народных бедствий является царизм, который надо свергнуть. Несколько раз против
него возбуждалось уголовное дело, и в конце концов С. Габиева выслали из
Петербурга в Темир-Хан-Шуру и привлекли к суду. Защитником его на суде был
Махач Дахадаев, что превратило судебное разбирательство в акт протеста и привлекло
внимание общественности. После февральской революции Габиев живет в Дагестане и
принимает активное участие в политической жизни своей родины.
Нухай Батырмурзаев (1865–1919) – писатель, публицист, просветитель и видный общественный
деятель – был человеком больших дарований, знал несколько языков, положил
начало художественной прозе и художественным переводам в Дагестане. «Бедная
Габибат» – произведение Н. Батырмурзаева – написано в 1910 году, в нем автор
осуждает преграды, мешающие молодым людям устроить свою жизнь по любви, и
поднимает вопрос о необходимости просвещения женщин, раскрепощения горянки. В
1916 году вместе с другими просветителями и сыном Зайналабидом Нухай
Батырмурзаев участвует в организации литературно-просветительского общества
«Танг Чолпан» («Утренняя звезда»), а в следующем году стал выходить и
литературный журнал с тем же названием. С четвертого номера Н. Батырмурзаев
становится главным редактором журнала и часто выступает со статьями о роли
театра, о назначении поэта, о положении дагестанских народов, о роли
просвещения и т. д. Творчество Батырмурзаева сыграло положительную роль в
развитии литературы и общественно-политической мысли в Дагестане.
В литературе народов Дагестана основное место традиционно
занимает лирика. Дагестанская проза и драматургия не имели развитых
художественных традиций и значительно отставали в своем развитии от поэзии. Как
жанр драма зародилась в Дагестане в конце ХIХ – начале ХХ века. Первые драматические кружки в начале
ХХ века возникли в Темир-Хан-Шуре, Хасавюрте, Ахтах, Кумухе. Самодеятельные
театры ставили в основном пьесы из репертуаров азербайджанского театра, влияние
которого чувствовалось в пьесах дагестанских авторов. И все-таки дагестанская
драматургия имеет национальные истоки. В её основе и устное народно-поэтическое
творчество, и художественные произведения дагестанской литературы, и массовый
народный театр.
Первым драматическим произведением в истории
дагестанской литературы стала пьеса Гаруна Саидова «Лудильщики».
Гарун Саидов
(1894–1919) – поэт и драматург – родился в селении Вачи Кази-Кумухского округа
в семье чиновника. Он получил светское образование и еще будучи учащимся
Темир-Хан Шуринского реального училища изучал и пропагандировал революционные
идеи. В 1912 году в газете «Копейка», издававшейся в Петербурге, появилась
статья Г. Саидова, в которой он критикует порядки, царившие в Дагестане.
В 1915 году Саидов поступает в Московский коммерческий
институт, где окончательно сформировалось его мировоззрение. В Москве он
увлекается литературной деятельностью и пишет пьесу «Лудильщики», которая
явилась значительным явлением в дагестанской драматургии. Пьеса шла в Дагестане
с большим успехом, хотя и ставила её молодежь. В ней рассказывается о тяжелом
положении кустарей – подмастерье, оторванных от своей родины и отданных во
власть бесчеловечных хозяев-мастеров.
Зайналабид
Батырмурзаев (1897–1919) родился в
селении Аксай Хасавюртовского округа в семье писателя-просветителя Нухая
Батырмурзаева. Учился в сельской школе, затем экстерном окончил Хасавюртовское
реальное училище. В 1912 году З. Батырмурзаев едет для продолжения образования
в Казань, потом в Астрахань. Там он сближается с социал-демократами и
сотрудничает в газете «Халкъ» («Народ»), которая была запрещена через некоторое
время за пропаганду антицарских настроений. В 1914 году З. Батырмурзаев
возвращается на родину и работает преподавателем реального училища в Хасавюрте,
где вокруг него сплачивается передовая молодежь.
З. Батырмурзаев был весьма одаренным человеком, уже в
20-летнем возрасте он был признанным поэтом, публицистом и драматургом. Он был
зачинателем кумыкской драматургии и вместе с тем поэтом-демократом. В своих
произведениях он с глубокой болью говорит о тяжелой жизни трудящихся, о
страданиях народа, о его бесправном положении. Одновременно с работой в журнале
«Танг Чолпан» З. Батырмурзаев становится редактором первой кумыкской большевистской
газеты «Ишчи халкъ» («Рабочий народ»), в издании которой принимали участие
известные революционеры Дагестана Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев,
Солтан-Саид Казбеков.
Гарун Саидов и Зайналабид Батырмурзаев заложили
традиции дагестанской драматургии, которые затем были продолжены М. Чариновым,
М. Пашаевым, Р. Нуровым, Б. Маллачихановым и др.
Итак, литературам народов Дагестана в начале ХХ века
были присущи как общие закономерности, свойственные в целом процессу мирового
художественного развития, так и специфические черты, обусловленные
действительностью, особенностями исторического и духовного прошлого.
С. Стальский.
Творец жемчужин поэзии
Выдающийся советский поэт и общественный деятель
Сулейман Стальский был рожден для подвига, и он совершил его в поэзии, став
одним из основоположников дагестанской советской литературы.
Родился Сулейман 18 мая 1869 года в семье крестьянина
Гасанбека в ауле Ашага-Стал бывшего Кюринского округа (ныне Сулейман-Стальский
район). Настоящая его фамилия Гасанбеков. Стальский, что означает «из Сталя», –
псевдоним поэта, по традиции взятый от названия родного аула.
Поэт не видел настоящего детства. Незадолго до рождения
Сулеймана его отец – Гасанбек – развелся с женой, и оскорбленные родственники
матери, как только мальчик родился, подкинули его к воротам Гасанбека. К
счастью, сердобольная соседка Эминат приютила малыша, дала ему имя Сулейман – в
честь дедушки мальчика, растила его до семи лет. Затем Гасанбек забрал
Сулеймана к себе, но вскоре сам скончался.
Бездушное отношение мачехи вынудило юношу в поисках
куска хлеба скитаться по миру. В «Рассказе Сулеймана о себе» поэт так
вспоминает о тех годах: «Я был, наверное, тринадцатилетним, когда ушел из
своего аула. В Дербенте… я ухаживал за трехверстными виноградниками, сторожил
конюшню, рубил дрова, чистил двор.
После четырехлетней тяжелой работы батраком в Дербенте
Сулейман в поисках счастья попадает в Гянджу (город в Азербайджане), где трудится
на мареновых плантациях, потом добирается до Самарканда и служит в
железнодорожном депо. В последующие годы Сулейман работал на строительстве
моста через Сырдарью и на нефтепромыслах города Баку.
Таким образом, более чем за двадцать лет скитаний по
свету Сулейман Стальский прошел настоящие «университеты » жизни. Эти годы, и
особенно время пребывания в революционном Баку, имели большое значение для
роста классового самосознания и формирования личности поэта. «Очень много
увидел и узнал я за эти годы. А главное, я узнал, что везде и всюду было
одинаково трудно рабочему человеку,…бедные люди и на Сырдарье, и в Ашага-Стале
одинаково несчастны», – вспоминал поэт позже.
Сулейман Стальский, на себе испытавший тяготы
подневольного труда в капиталистическом обществе, всей душой ненавидел
эксплуататорский строй, царское самодержавие. Вернувшись в начале века на
родину, поэт окунается в политическую жизнь родной Кюры. Жил он в Ашаге-Стали и
ничем особенно не был приметен, разве только его голубые пронзительные глаза
излучали особый свет. Но люди тянулись к этому «бывалому человеку», считались с
ним, советовались, искали у него защиты. Поэт каждому, кто приходил к нему,
уделял внимание, помогал добрым словом, а когда нужно и гневным стихом…
В одной из последних работ о Сулеймане Стальском,
принадлежащей критику Г. Корабельникову, отмечается: «Трудно представить, что
Сулейман стал стихотворцем в тридцатилетнем возрасте. Близкие и родные Сулеймана,
ашага-стальские старожилы утверждали, что его с детства прозвали в ауле
«мальчиком Сулейманом, слагающим песни». Действительно, начало поэтической
деятельности Сулеймана Стальского относится к дербентскому периоду его жизни.
Это было время, когда Етим Эмин дописывал свои последние произведения –
замечательные образцы философской лирики.
В начале 90-х годов еще мало кому известный молодой
горец Сулейман сочинил стихотворение «Городу Дербенту», возвестившее о
появлении преемника Е. Эмина. Оно было первым по времени из дошедших до нас
произведений поэта. В нем Сулейман восхваляет овеянный славой «старинных легенд
благоухающий город Дербент», в котором много «памятных мест и мест для чудесных
прогулок». Поэту многое представляется еще в розовом свете – все увиденное в городе
приводит его в восторг:
Нет равных тебе среди городов земных,
Ты – словно рой, что в ульях гудит золотых,
А сколько полей урожайных и рощ густых,
Садов, цветников прелестных имеешь ты.
Как новый Багдад, ты красив на крутых берегах,
Никто не сочтет сокровищ в твоих тайниках,
А сколько весною цветов и в пышных садах,
И в горных лугах окрестных имеешь ты.
Сулейман восхищен гостеприимством города, куда
приезжают «чечен и черкес, тончайшие искусники из Ахтов и Кюры». Естественно,
что глаз юноши скользит по поверхности увиденного. Его прельщает внешний лоск,
богатство «восточного» города: «А всякий ли город сравнится с культурой твоей?
Нигде я бесед не слыхал и острей и умней! В Баку и в Ширване – всюду известен
ты. Для всех ты пример богатства и красоты». Стихотворение заканчивается на
грустной ноте, так как вся эта красота и богатство города принадлежат власть имущим:
Конечно, ездит на фаэтоне лишь богатей,
А без гроша в кармане жить тяжелей…
Увы, слишком мало добрых и щедрых людей
И много бедняг на улицах тесных имеешь ты.
Сулейман из аула Стал, хоть и простой сирота,
Но никому не завидую – совесть моя чиста.
К ранним произведениям поэта относится и стихотворение
«Мои песни – как плач!», повествующее о горькой доле крестьянина-отходника,
добывающего себе хлеб насущный в адских условиях чужбины:
Мне чужбина зажала сердце в тиски,
Разъедают мне душу печали, о горе!
В рот не лезут чужие сухие куски,
Мои песни, как плач, зазвучали, о горе!
С.Стальский с детских лет ненавидел тех, кто издевался
над простыми тружениками, жирел за их счет, поэтому он с радостью воспринял
весть о февральской революции 1917 года и посвятил этому событию стихотворение
«На свержение царя»:
Когда началась гражданская война, дагестанскую землю
топтали банды различных мастей, чинили разбой и насилие иностранцы-интервенты.
В эти годы Сулейман Стальский слагал все новые и новые стихи, проникнутые
раздумьями о судьбах родины: «Как безалаберна Кюра!», «»Дагестан», «Кавказ»,
«России» и др. Для Сулеймана под влиянием реальной действительности границы
родины расширяются – его волнует не только родная Кюра, но и весь Дагестан,
Кавказ и даже вся Россия.
Когда закончилась гражданская война и народ приступил
к мирному строительству, С. Стальский, вдохновенный новизной окружающей жизни,
слагает ряд стихов: «Наша сила», «Наша власть», «Совет», «Утренняя звезда»;
поэмы «Думы о Родине», «Песня о Дагестане» и др., пронизанные идеями
патриотизма и интернационализма. К жанру поэмы С. Стальский обращается в 30-е
годы. Большую помощь при написании поэм – не характерного для лезгинской поэзии
жанра – поэту оказывали Гаджибег Гаджибеков и Эффенди Капиев.
«Песнь о Дагестане» – лирико-эпическая поэма, в
которой описательно-повествовательный план сочетается с изображением
значительных событий, с характеристиками исторических личностей. В центре
произведения раздумья поэта о судьбе Родины и народа, об увиденном и пережитом.
Сулейман с неподдельной любовью говорит о своем многострадальном крае, которому
немало страданий принесли «монгольский хан», «иранский шах», «царское
самодержавие».
В основу построения поэмы положен прием антитезы.
Безрадостному мрачному прошлому, когда «незваные гости» – иноземные
поработители и жестокие местные владыки совершали зверства, противопоставляется
светлое радостное настоящее, когда народ, освободившись от оков рабства и
угнетения, обрел долгожданную свободу и стал хозяином своей земли.
Сулейман Стальский слагал свои стихи в традиционной
поэтической форме «гошма». Поэт несколько углубил и расширил выразительные
возможности гошмы, что никто из писавших в этой форме при нем и после него не
оставил в памяти народа, в родной литературе такого следа, как Сулейман.
Сулейман Стальский был крупным общественным деятелем.
Он – член Кюринского окружкома, Дагестанского ЦИКа, выдвигался кандидатом в
депутаты Верховного Совета СССР, принимал участие и выступал на Первом съезде
писателей СССР, в дни работы которого познакомился с А.М.Горьким. Великий
пролетарский писатель в заключительном слове высоко оценил творчество
лезгинского поэта. Обращаясь с трибуны съезда к залу, он сказал: «На меня, и –
я знаю, – не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман
Стальский. Я видел, как этот старец безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме,
шептал, создавая свои стихи. Затем он, Гомер ХХ века, изумительно прочел их.
Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает
Сулейман».
В 1936 году народный поэт Дагестана Сулейман Стальский
за заслуги перед Родиной Указом Президиума Верховного Совета награждается орденом
Ленина. Простой горец, поднятый на такую высоту, получая награду из
М.И.Калинина, сказал: «Я подобен зарытому в землю заржавленному оружию, которое
раскопали, придали блеск и остро отточили. Я обязан и даю слово, не жалея ни
здоровья, ни сил и остатка своей жизни, посвятить себя целиком служению своей
великой, счастливой родине». Но недолго суждено было ему служить родной
Отчизне. 23 ноября 1937 года, на 69 году жизни поэт скончался. Похоронен
Сулейман Стальский в сквере, носящем его имя, на берегу Каспийского моря в г.
Махачкале. Над могилой установлен памятник поэту.
Задание и
вопросы:
1. Законспектировать лекцию «Литература народов
Дагестана начала ХХ века. Творчество Сулеймана Стальского».
2. Прочитать «Рассказ о себе» С. Стальского. См.: http://www.s-stalskiy.ru/blog/o_t_batraka_do_vsenarodnogo_izbrannika_rasskaz_sulejmana_o_sebe/2010-02-27-80
3. Ответить на следующие вопросы:
1) какую роль в жизни и творчестве С. Стальского
сыграли скитания на чужбине, знакомство с бакинскими рабочими?
2) что говорит Стальский о назначении поэта и поэзии?
3) какое произведение считается первым художественным
произведением Стальского? Что о нём говорится в «Рассказе о себе».
Комментарии
Отправить комментарий