Лекция для студентов 3 к. ФВ и ФПиФ по факультативу



Дагестанская литература конца XIX – начала XX в. 
Гасан Алкадари


1. Акавов З. Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. 229 с.
2. Ахмедов С. Х. Художественная проза народов Дагестана: история и современность. Махачкала, 1996. 277 с.
3. Кассиев Э. Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму (oт просветительства к реализму нового типа). Махачкала, 1982. 120 с.

Просветительство в Дагестане и на Северном Кавказе было вызвано переориентацией литератур с Востока на Запад, а также постепенным развитием в крае капиталистических отношений.
Переход от коранических представлений о мире и человеке к критическому осмыслению проблем бытия, от средневекового синкретизма к новым формам художественной литературы, от идеализации воинов ислама к реалистическому изображению человека, к постижению социальной его сущности был явлением неодномоментным и потребовал ряд восходящих ступеней в познании человека и мира.
Дагестанский ученый Э.Ю. Кассиев, первый кто обратился к исследованию проблемы просветительства, в своей докторской диссертации развивает тезис о том, что в литературе второй половины XIX – начала ХХ веков в целом господствовали черты просветительского реализма. При этом ученый склонен был расширять сферы просветительства за счет других направлений.
Э.Ю. Кассиев отличает дагестанских ученых-арабистов XVIII века (Магомед Кудутлинский, Магомед Убринский, Дамадан Мегебский, Дауд Усишинский, Саид Араканский, Мирза-Али Ахтынский) от предшественников просветителей (Девлет-Мирза Шихалиев, Магомед Хандиев, Айдемир Чиркеевский, Абдулла Омаров, Магомед-Эфенди Османов, Гаджимурад Ами-ров). Как видим, он считал авторов художественно-этнографических очерков предшественниками просветителей.
«Представителями «классического этапа» дагестанского просветительства были лезгин Гасан Алкадари, лакцы Гасан Гузунов, Юсуп Муркелинский, Али Каяев, кумыки Манай Алибеков, Абусуфьян, Нухай Батырмурзаев и другие», – писал Э. Ю. Кассиев [4. C. 28]. Далее Э. Ю. Кассиев продолжал: «На этом этапе с особенной остротой стал вопрос о необходимости распространения просвещения и образования. Им придавалось поистине универсальное значение, как средству завоевания человеком материальной и духовной свободы» [4. C. 28].
Дагестанские просветители близко к сердцу принимали проблемы края. Они видели, что Дагестан значительно отставал от передовых стран Европы, и хотели, чтобы дагестанские народы «проснулись от спячки», открывали современные школы, учились у европейских народов и догоняли их в своем развитии.
Просвещение было главным требованием передовых деятелей Дагестана. Они вступали на путь джадидизма*, ратовали за реформы образования, открытия новометодных школ, где бы преподавали и светские науки. Антифеодальные настроения ограничивались абстрактной критикой всевластия феодалов (шамхалов, нуцалов, ханов, майсумов, уцмиев).
*Джадиди́зм – идеология исламского модернизма в Российской империи конца XIX – начала XX века. Иногда джадидизм понимают широко как синоним мусульманского модернизма в целом и тогда к нему относят даже таких людей, как Джамалуддин аль-Афгани.

Одна из наиболее ярких личностей Дагестана второй половины ХIХ – начала ХХ века – это ученый, поэт и мыслитель Гасан Алкадари.
С первых дней жизни воспитанный в духе ислама, в нормах его этики и высокой морали, внук накшбандийского шейха Мухаммада Ярагского. Отец Гасана, Абдулла, имел прекрасное исламское образование, которое получил у учителя и устаза Мухаммада Ярагского. Устаз выдал за него свою дочь – вдову первого имама Дагестана Гази-Мухаммада и у них в 1834 году родился сын Гасан. Абдулла имел медресе в родном селе Алкадар, где около 25 лет преподавал богословские науки. Вот здесь и получил первоначальные исламские знания Гасан. Позже он обучался у известных алимов Дагестана и Азербайджана. Знал арабский, турецкий, русский, азербайджанский, лезгинский, аварский и персидский языки. После учебы устроился на работу в кюринскую царскую администрацию, получил чин поручика и был направлен наибом в южный Табасаран. Но события 1877 года круто изменили жизнь и судьбу Алкадари.
Как известно, в 1877 году в Дагестане вспыхнуло восстание против царской власти, получившее после название «Короткий Шариат». Суть – недовольство проводимой в Дагестане политикой и усилением гнета. В итоге восстание было подавлено, наместники царской России жестоко расправились с бунтовщиками. Были казнены более трехсот предводителей этого движения, и выслано более 4500 человек в Саратовскую, Тамбовскую и другие российские губернии. За сочувствие и поддержку Гасан Алкадари тоже был разжалован и посажен в Дербентскую крепостную тюрьму, а затем в апреле 1879 года вместе с большой группой арестантов выслан в Тамбовскую губернию. В ссылке он проживал в городе Спасске Тамбовской губернии. В этом регионе было много мусульман-татар. Там Гасан познакомился с представителями мусульманской интеллигенции, которые очень хорошо его приняли и ценили как грамотного ученого. Гасан получал частые приглашения от имамов ближних селений на торжества, маджлисы. Во время пребывания в Спасске поэт пишет «Диван аль-Мамнун». Мамнун – это псевдоним Гасана, что означает «Благодарный».
Гасан пробыл в ссылке четыре года, а потом смог вернуться по амнистии, объявленной Александром III в 1883 году.
По возвращении из ссылки Гасан в родном селении открыл школу, где преподавал начальные знания чтения, письма, арифметики, истории Дагестана, географии, астрономии и т. д. К нему приходили учиться со всего Дагестана и из соседнего Азербайджана.
Но только преподавательской деятельностью работа Алкадари не ограничилась. Сегодня мы имеем его литературное наследие, имеющее огромное значение для изучения Ислама и истории Дагестана. Это книга «Джираб аль-Мамнун» (Хурджины ал-Мамнуна), написанная на арабском языке. Это, главным образом, религиозно-философская работа, составленная в форме вопросов и ответов.
«Асари Дагестан» «Исторические сведения о Дагестане». По оценкам исследователей, это единственная систематизированная работа досоветских авторов. До сегодняшнего дня этот труд является одним из главных источников информации об истории Дагестана, распространении там Ислама, о вторжении иноземных захватчиков, газавата под предводительством трех имамов, событий, последовавших после завершения священной войны.
Кроме того, Алкадари постоянно публиковался в газете «Экинчи» «Пахарь» на азербайджанском языке. Сохранились также его письма к редактору этой газеты. Гасан Алкадари писал стихи, назму и турки.
Гасан Алкадари был видным богословом, мыслителем и просветителем. Он, в свое время, трезво оценив ситуацию, в которой находится Дагестан, призвал народ к сближению с Россией, советовал использовать технологии, имеющие развитие в Европе. В то же время он горько переживал падение имамата, пленение имама Шамиля. Еще будучи молодым человеком, он был свидетелем пленения Шамиля в 1859 году в Верхнем Гунибе. А в 1909 году царский наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб и торжественно отмечал 50-летие завершения Кавказской войны, образование Дагестанской области. Гасан, как участник событий 50-летней давности, тоже получил приглашение. Но, ссылаясь на здоровье, отказался. Для него это было не торжество, а настоящая трагедия. Он считал, что и для Дагестана тоже постшамилевская эпоха стала настоящей трагедией, настолько велики были изменения.
Умер Гасан Алкадари в 1910 году в возрасте 76 лет.

«Асари-Дагестан» (написана на тюркском языке) состоит из предисловия, двенадцати глав и заключения. Гасан Алкадари повествует о событиях, связанных с арабским завоеванием Дагестана. Для него подлинная история Дагестана начинается с приходом сюда арабов. Дальше говорится о монголах и Тимурленге на Кавказе», о событиях, происходивших в XIII–XIV веках в Дагестане.
Гасан Алкадари стремится в своем труде быть объективным. О тех или иных событиях он повествует сам и не высказывает к ним своего отношения, за редкими исключениями. Так же он берет сведения из трудов историков, в чьей объективности не сомневается. В хроникальных произведениях это не только допускается, но и считается одной из их особенностей. Чаще всего Гасан Алкадари опирается на труд Аббас-Кули-Ага Бакиханова «Гюлистани-Ирем».
Далее повествование касается событий, происходивших в XV–XVI веках в Дагестане с появлением иранского завоевателя из сефевидской династии Шейха Джунейда и его потомков.
В первой четверти восемнадцатого века началась уже борьба трех больших держав за овладение Кавказом. Это Иран, Турция и Россия во главе с Петром Великим. Дается портрет Надир-шаха – правителя и завоевателя, в котором природный ум сочетался с хитростью и полководческим даром. Бесчинства Надир-шаха особенно в Южном Дагестане, в лезгинских районах не имели границ.
Особое внимание уделяется отношениям России и Дагестана. Рассматриваются факты, относящиеся к событиям начала XIX века. Даётся лирическое отступление, связанное с именем аварского хана Умахана.
Гасан Алкадари рассказывает о нем как об умном, сильном, дипломатичном во многих делах человеке. Дагестанских правителей он не беспокоил. Его набеги на Грузию были объяснимы: аварцы жили в трудных материальных условиях и надо было хоть в какой-то мере из них выйти. Интересно, что и после установления в Грузии российского правления Умахан все еще получал в год пять тысяч рублей, но уже от России в качестве жалования за оставление этого государства в покое. И это при том, что Умахан выразил покорность России. Этим, однако, Умахан не ограничился и продолжал совершать набеги, опустошая и разрушая Грузию, Карабах, Гянджу и Нахичевань.
Гасан Алкадари отмечает, что по поводу набегов Умахана один карабахский неизвестный поэт написал поэму, из которой приводит отрывок. Отрывок этот о силе и мощи войска лезгина (аварца) Умахана, перед которым не могут устоять никакие укрепления.
Последняя глава «Асари-Дагестан» в литературном отношении самая лучшая. В ней дается характеристика трех имамов: Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. Гасан Алкадари отмечает, что Россия покончила с властью Персии и Турции на Кавказе в целом и в Дагестане, в частности. Теперь шамхалы, ханы, беки, уцмии, попавшие под власть России, стали налаживать жизнь по-своему. А народы Дагестана поняли, что Россия запрещает хищения, грабежи, увоз из Грузии пленных и скота.
Особое внимание уделяется событиям, связанным с именем Имама Шамиля, которого Г. Алкадари называет с обязательным прибавлением слова «эфенди» (Шамиль-эфенди). Это не только свидетельство уважительного отношения к нему, но и признание его мудрости и знаний. Гасан Алкадари замечает, что Шамиль четырнадцать лет обучался мусульманским (религиозным) наукам и «стал в полной мере авторитетным ученым».
«Асари-Дагестан» написан в форме адаба. Он был предназначен для широкой публики, для просвещения народа. Гасан Алкадари в нем постарался дать исторические сведения о Дагестане в общедоступной форме. Своеобразие «Асарн-Дагестан» заключается, прежде всего, в том, что он отвечает всем канонам литературы адаба и носит синкретический характер – сочетание черт научного и художественного произведений, поэзии и прозы. Книга содержит очень много сведений научного характера, которые сочетаются с художественными фрагментами и элементами художественного повествования (дополнения, примечания, известия, отступления, воспоминания, высказывания о многих алимах Дагестана, о себе, о своей семье, письма в стихах, оды, биографии, элегии). В этом проявился синкретизм, характерный произведениям Средневековья, хотя сам автор жил в Новое время.
Одним из канонов произведений, написанных в форме адаба, является использование в них авторами отступлений от повествования. Это или притчи, или какая-то история, рассказанная кем-то или какое-то событие и.т.п. Гасан Алкадари очень искусно использует и этот литературный прием в своей книге.
В сочинении Гасана Алкадари «Асари-Дагестан», как это положено в произведениях адаба, встречаются замечательные портреты исторических деятелей – Тамерлана, Шах-Аббаса, Надир-шаха, Фатали-хана. Первые три из них в своей политике сочетали метод кнута и пряника. Они не вызывают симпатию автора «Асари-Дагестан». Зато Фатали-хан ему симпатичен, как правитель, который немало сделал для сохранения мира в Дагестане, с которым в союзе были почти все правители горных княжеств.
В характеристике трех имамов Дагестана – Газимагомеда, Гамзата и Шамиля позиция Гасана Алкадари предельно четкая. Он отрицательно относится к политике первого в отношении русских. В не меньшей мере жестоким и коварным оказался Гамзат-бек, который, не сумев в открытом бою взять Хунзах, вступил в переговоры с его ханшей, а затем, обманув ее и сыновей, всех уничтожил. Отношение автора «Асари-Дагестан» к этому имаму отрицательное. Что же касается имама Шамиля, Гасан Алкадари дал имаму Шамилю самую высокую оценку.
Хотя повествование об исторических событиях Гасан Алкадари и завершает 1877 годом, трагичным годом в истории Дагестана, но книгу свою он продолжает и ведет разговор о знатных людях и алимах Дагестана.
В заключительной части своей работы Гасан Алкадари дает свою биографию, проявляя при этом скромность. В нескольких стихотворениях он воздает хвалу Аллаху, который дал ему возможность начать и закончить свой труд. Это тоже художественный прием, используемой в таких произведениях.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Лекция и задание по теме «Кияс Меджидов» для первых курсов ПД и ПСА на период с 20.05.2020 по 26.05.2020 г.