Лекция для студентов 3 к. ФВ и ФПиФ по факультативу
Дагестанская литература конца XIX –
начала XX в.
Гасан Алкадари
1. Акавов З. Н. Диалог времен. Махачкала, 1996.
229 с.
2. Ахмедов С. Х. Художественная проза народов
Дагестана: история и современность. Махачкала, 1996. 277 с.
3.
Кассиев Э. Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму (oт
просветительства к реализму нового типа). Махачкала, 1982. 120 с.
Просветительство в
Дагестане и на Северном Кавказе было вызвано переориентацией литератур с
Востока на Запад, а также постепенным развитием в крае капиталистических
отношений.
Переход
от коранических представлений о мире и человеке к критическому осмыслению
проблем бытия, от средневекового синкретизма к новым формам художественной
литературы, от идеализации воинов ислама к реалистическому изображению
человека, к постижению социальной его сущности был явлением неодномоментным и
потребовал ряд восходящих ступеней в познании человека и мира.
Дагестанский
ученый Э.Ю. Кассиев, первый кто обратился к исследованию проблемы просветительства,
в своей докторской диссертации развивает тезис о том, что в литературе второй
половины XIX – начала ХХ веков в целом господствовали черты просветительского
реализма. При этом ученый склонен был расширять сферы просветительства за счет
других направлений.
Э.Ю. Кассиев отличает дагестанских ученых-арабистов
XVIII века (Магомед Кудутлинский, Магомед Убринский, Дамадан Мегебский, Дауд
Усишинский, Саид Араканский, Мирза-Али Ахтынский) от предшественников
просветителей (Девлет-Мирза Шихалиев, Магомед Хандиев, Айдемир Чиркеевский,
Абдулла Омаров, Магомед-Эфенди Османов, Гаджимурад Ами-ров). Как видим, он
считал авторов художественно-этнографических очерков предшественниками
просветителей.
«Представителями
«классического этапа» дагестанского просветительства были лезгин Гасан
Алкадари, лакцы Гасан Гузунов, Юсуп Муркелинский, Али Каяев, кумыки Манай
Алибеков, Абусуфьян, Нухай Батырмурзаев и другие», – писал Э. Ю. Кассиев [4. C.
28]. Далее Э. Ю. Кассиев продолжал: «На этом этапе с особенной остротой стал
вопрос о необходимости распространения просвещения и образования. Им придавалось
поистине универсальное значение, как средству завоевания человеком материальной
и духовной свободы» [4. C. 28].
Дагестанские
просветители близко к сердцу принимали проблемы края. Они видели, что Дагестан
значительно отставал от передовых стран Европы, и хотели, чтобы дагестанские
народы «проснулись от спячки», открывали современные школы, учились у
европейских народов и догоняли их в своем развитии.
Просвещение было главным
требованием передовых деятелей Дагестана. Они вступали на путь джадидизма*,
ратовали за реформы образования, открытия новометодных школ, где бы преподавали
и светские науки. Антифеодальные настроения ограничивались абстрактной критикой
всевластия феодалов (шамхалов, нуцалов, ханов, майсумов, уцмиев).
*Джадиди́зм
– идеология исламского
модернизма в Российской империи конца XIX – начала XX века. Иногда
джадидизм понимают широко как синоним мусульманского модернизма в целом и тогда
к нему относят даже таких людей, как Джамалуддин аль-Афгани.
Одна из наиболее ярких личностей Дагестана второй
половины ХIХ – начала ХХ века – это ученый, поэт и мыслитель Гасан Алкадари.
С первых дней жизни воспитанный в духе ислама, в
нормах его этики и высокой морали, внук накшбандийского шейха Мухаммада
Ярагского. Отец Гасана, Абдулла, имел прекрасное исламское образование, которое
получил у учителя и устаза Мухаммада Ярагского. Устаз выдал за него свою дочь –
вдову первого имама Дагестана Гази-Мухаммада и у них в 1834 году родился сын
Гасан. Абдулла имел медресе в родном селе Алкадар, где около 25 лет преподавал
богословские науки. Вот здесь и получил первоначальные исламские знания Гасан.
Позже он обучался у известных алимов Дагестана и Азербайджана. Знал арабский,
турецкий, русский, азербайджанский, лезгинский, аварский и персидский языки.
После учебы устроился на работу в кюринскую царскую администрацию, получил чин
поручика и был направлен наибом в южный Табасаран. Но события 1877 года круто
изменили жизнь и судьбу Алкадари.
Как известно, в 1877 году в Дагестане
вспыхнуло восстание против царской власти, получившее после название
«Короткий Шариат». Суть – недовольство проводимой в Дагестане политикой и
усилением гнета. В итоге восстание было подавлено, наместники царской России
жестоко расправились с бунтовщиками. Были казнены более трехсот предводителей
этого движения, и выслано более 4500 человек в Саратовскую, Тамбовскую и другие
российские губернии. За сочувствие и поддержку Гасан Алкадари тоже был
разжалован и посажен в Дербентскую крепостную тюрьму, а затем в апреле 1879
года вместе с большой группой арестантов выслан в Тамбовскую губернию. В ссылке
он проживал в городе Спасске Тамбовской губернии. В этом регионе было много
мусульман-татар. Там Гасан познакомился с представителями мусульманской
интеллигенции, которые очень хорошо его приняли и ценили как грамотного
ученого. Гасан получал частые приглашения от имамов ближних селений на
торжества, маджлисы. Во время пребывания в Спасске поэт пишет «Диван
аль-Мамнун». Мамнун – это псевдоним Гасана, что означает
«Благодарный».
Гасан пробыл в ссылке четыре года, а потом смог
вернуться по амнистии, объявленной Александром III в 1883 году.
По возвращении из ссылки Гасан в родном селении открыл школу, где преподавал
начальные знания чтения, письма, арифметики, истории Дагестана, географии,
астрономии и т. д. К нему приходили учиться со всего Дагестана и из соседнего
Азербайджана.
Но только преподавательской деятельностью работа
Алкадари не ограничилась. Сегодня мы имеем его литературное наследие, имеющее
огромное значение для изучения Ислама и истории Дагестана. Это книга «Джираб
аль-Мамнун» (Хурджины ал-Мамнуна), написанная на арабском языке. Это,
главным образом, религиозно-философская работа, составленная в форме вопросов и
ответов.
«Асари Дагестан» «Исторические сведения о Дагестане». По оценкам
исследователей, это единственная систематизированная работа досоветских
авторов. До сегодняшнего дня этот труд является одним из главных источников
информации об истории Дагестана, распространении там Ислама, о вторжении
иноземных захватчиков, газавата под предводительством трех имамов, событий,
последовавших после завершения священной войны.
Кроме того, Алкадари постоянно публиковался в газете «Экинчи»
«Пахарь» на азербайджанском языке. Сохранились также его письма к редактору
этой газеты. Гасан Алкадари писал стихи, назму
и турки.
Гасан Алкадари был видным богословом, мыслителем и
просветителем. Он, в свое время, трезво оценив ситуацию, в которой находится
Дагестан, призвал народ к сближению с Россией, советовал использовать
технологии, имеющие развитие в Европе. В то же время он горько переживал
падение имамата, пленение имама Шамиля. Еще будучи молодым человеком, он был
свидетелем пленения Шамиля в 1859 году в Верхнем Гунибе. А в 1909 году царский
наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб и
торжественно отмечал 50-летие завершения Кавказской войны, образование
Дагестанской области. Гасан, как участник событий 50-летней давности, тоже
получил приглашение. Но, ссылаясь на здоровье, отказался. Для него это было не
торжество, а настоящая трагедия. Он считал, что и для Дагестана тоже
постшамилевская эпоха стала настоящей трагедией, настолько велики были
изменения.
Умер Гасан Алкадари в 1910 году в возрасте 76 лет.
«Асари-Дагестан» (написана на тюркском языке) состоит из предисловия,
двенадцати глав и заключения. Гасан Алкадари повествует о событиях, связанных с
арабским завоеванием Дагестана. Для него подлинная история Дагестана начинается
с приходом сюда арабов. Дальше говорится о монголах и Тимурленге на Кавказе», о
событиях, происходивших в XIII–XIV веках в Дагестане.
Гасан Алкадари стремится в своем труде быть
объективным. О тех или иных событиях он повествует сам и не высказывает к ним
своего отношения, за редкими исключениями. Так же он берет сведения из трудов
историков, в чьей объективности не сомневается. В хроникальных произведениях
это не только допускается, но и считается одной из их особенностей. Чаще всего
Гасан Алкадари опирается на труд Аббас-Кули-Ага Бакиханова «Гюлистани-Ирем».
Далее повествование касается событий, происходивших в
XV–XVI веках в Дагестане с появлением иранского завоевателя из сефевидской
династии Шейха Джунейда и его потомков.
В первой четверти восемнадцатого века началась уже
борьба трех больших держав за овладение Кавказом. Это Иран, Турция и Россия во
главе с Петром Великим. Дается портрет Надир-шаха – правителя и завоевателя, в
котором природный ум сочетался с хитростью и полководческим даром. Бесчинства
Надир-шаха особенно в Южном Дагестане, в лезгинских районах не имели границ.
Особое внимание уделяется отношениям России и
Дагестана. Рассматриваются факты, относящиеся к событиям начала XIX века.
Даётся лирическое отступление, связанное с именем аварского хана Умахана.
Гасан Алкадари рассказывает о нем как об умном,
сильном, дипломатичном во многих делах человеке. Дагестанских правителей он не
беспокоил. Его набеги на Грузию были объяснимы: аварцы жили в трудных
материальных условиях и надо было хоть в какой-то мере из них выйти. Интересно,
что и после установления в Грузии российского правления Умахан все еще получал
в год пять тысяч рублей, но уже от России в качестве жалования за оставление
этого государства в покое. И это при том, что Умахан выразил покорность России.
Этим, однако, Умахан не ограничился и продолжал совершать набеги, опустошая и
разрушая Грузию, Карабах, Гянджу и Нахичевань.
Гасан Алкадари отмечает, что по поводу набегов Умахана
один карабахский неизвестный поэт написал поэму, из которой приводит отрывок.
Отрывок этот о силе и мощи войска лезгина (аварца) Умахана, перед которым не
могут устоять никакие укрепления.
Последняя глава «Асари-Дагестан» в литературном
отношении самая лучшая. В ней дается характеристика трех имамов: Гази-Магомеда,
Гамзат-бека и Шамиля. Гасан Алкадари отмечает, что Россия покончила с властью
Персии и Турции на Кавказе в целом и в Дагестане, в частности. Теперь шамхалы,
ханы, беки, уцмии, попавшие под власть России, стали налаживать жизнь
по-своему. А народы Дагестана поняли, что Россия запрещает хищения, грабежи,
увоз из Грузии пленных и скота.
Особое внимание уделяется событиям, связанным с именем
Имама Шамиля, которого Г. Алкадари называет с обязательным прибавлением слова
«эфенди» (Шамиль-эфенди). Это не только свидетельство уважительного отношения к
нему, но и признание его мудрости и знаний. Гасан Алкадари замечает, что Шамиль
четырнадцать лет обучался мусульманским (религиозным) наукам и «стал в полной
мере авторитетным ученым».
«Асари-Дагестан» написан в форме адаба. Он был
предназначен для широкой публики, для просвещения народа. Гасан Алкадари в нем
постарался дать исторические сведения о Дагестане в общедоступной форме.
Своеобразие «Асарн-Дагестан» заключается, прежде всего, в том, что он отвечает
всем канонам литературы адаба и носит синкретический характер – сочетание черт
научного и художественного произведений, поэзии и прозы. Книга содержит очень
много сведений научного характера, которые сочетаются с художественными
фрагментами и элементами художественного повествования (дополнения, примечания,
известия, отступления, воспоминания, высказывания о многих алимах Дагестана, о
себе, о своей семье, письма в стихах, оды, биографии, элегии). В этом проявился
синкретизм, характерный произведениям Средневековья, хотя сам автор жил в Новое
время.
Одним из канонов произведений, написанных в форме
адаба, является использование в них авторами отступлений от повествования. Это
или притчи, или какая-то история, рассказанная кем-то или какое-то событие
и.т.п. Гасан Алкадари очень искусно использует и этот литературный прием в
своей книге.
В сочинении Гасана Алкадари «Асари-Дагестан», как это
положено в произведениях адаба, встречаются замечательные портреты исторических
деятелей – Тамерлана, Шах-Аббаса, Надир-шаха, Фатали-хана. Первые три из них в
своей политике сочетали метод кнута и пряника. Они не вызывают симпатию автора
«Асари-Дагестан». Зато Фатали-хан ему симпатичен, как правитель, который немало
сделал для сохранения мира в Дагестане, с которым в союзе были почти все
правители горных княжеств.
В характеристике трех имамов Дагестана – Газимагомеда,
Гамзата и Шамиля позиция Гасана Алкадари предельно четкая. Он отрицательно
относится к политике первого в отношении русских. В не меньшей мере жестоким и
коварным оказался Гамзат-бек, который, не сумев в открытом бою взять Хунзах,
вступил в переговоры с его ханшей, а затем, обманув ее и сыновей, всех
уничтожил. Отношение автора «Асари-Дагестан» к этому имаму отрицательное. Что
же касается имама Шамиля, Гасан Алкадари дал имаму Шамилю самую высокую оценку.
Хотя повествование об исторических событиях Гасан
Алкадари и завершает 1877 годом, трагичным годом в истории Дагестана, но книгу
свою он продолжает и ведет разговор о знатных людях и алимах Дагестана.
В заключительной части своей работы Гасан Алкадари
дает свою биографию, проявляя при этом скромность. В нескольких стихотворениях
он воздает хвалу Аллаху, который дал ему возможность начать и закончить свой
труд. Это тоже художественный прием, используемой в таких произведениях.
Комментарии
Отправить комментарий