Лекция "Гамзат Цадаса" для студентов первых курсов Пд и ПСА на период с 20.04.2020 по 25.04.2020 г.
Лекция.
Гамзат Цадаса
Гамзат Цадаса оставил богатое и разнообразное
творческое наследие, произведения всех родов литературы и жанров песенной
поэзии, отличающиеся самобытностью, художественным мастерством, яркостью и
индивидуальностью стиля и языка.
Гамзат Цадаса – талантливый поэт-самородок. В письме
по поводу издания сборника своих произведений в Дагиздательстве он писал: «Мои
творческие возможности, способности считаю природным явлением». Рассказывая о
своём творческом пути, он отмечает: «Что же касается меня, то моя жизнь прошла
в вечной тяге ко всему, что называется поэзией…». Огромное влияние на
творчество Г. Цадасы оказала богатейшая песенная поэзия аварского народа, как
народная, так и профессиональная.
У него были предшественники – великие поэты-лирики:
Эльдарилав, Али-Гаджи из Инхо, Тажудин-Чанка из Батлаича, Махмуд из Кахаб-Росо.
На этой благодатной ниве созревал его талант. Цадаса очень ценил поэтическую
культуру своего родного народа. Как пишет Г.Г. Гамзатов, «аварский народ высоко
ценит стих, у него исключительно богатое стиховое воображение».
Испытания, которые посылала судьба поэту, также
повлияли на его творчество. Благодаря им он сумел проникнуть в глубины народной
жизни, народной истории, народной культуры. Жизнь народа поэт изучал не по книгам,
а на собственном опыте. Поэтому его знания о народе обширны и глубоки.
Г. Цадаса родился в многодетной семье горского
крестьянина в 1877 году, а в 1883 году в шестилетнем возрасте он остался
круглым сиротой. В примечетской школе аула Цада его обучал алим Нурмагомед.
Позже опекун – двоюродный брат отца – в десятилетнем возрасте определил его в
примечетскую школу соседнего аула Геничутль.
Свое образование Цадаса впоследствии продолжил в
Гонохе, Обода, Гацалухе, Хариколо, Гоцатле, Бакда-Амущи, Ингердахе, Чиркее, в
чеченском ауле Сиржинюрт. Учёба продолжалась в течение двадцати пяти лет с
небольшими перерывами.
Гамзат не ограничился получением начального и среднего
духовного образования, а последовательно продолжил все его ступени, включая и
высшую. Сказались и тяга ученика к знаниям, как выразился поэт, «знаний жаждала
душа», и его любознательность, надежда получить после хорошего образования
духовный сан, дающий гарантированную оплату своего труда и уважение общества.
Кроме того, на выбор повлияли и семейные традиции (и дед, и отец имели духовное
образование, были известными и уважаемыми людьми на Хунзахском плато). Поэт с
присущей ему скромностью писал, что его отец был человеком «немного
образованным», «изучившим Махали».
Очевидно, что книга «Махали» – «Основы мусульманского
права» – не была учебным пособием для начинающих или же первого этапа обучения.
Изучение её требовало серьёзной предварительной подготовки. Кроме того, сын
поэта – академик РАН Г.Г. Гамзатов – рассказывает, что Гамзат с сожалением говорил,
что свою библиотеку его отец завещал двоюродному брату Исе-Гаджи. Если же
человек имел книжную коллекцию или библиотеку, его считали в горах учёным.
После окончания учёбы в 1908 году Гамзат работал в
качестве дибира в аулах Цада, Хариколо, Гимры, Манас-аул. Естественно, занимая
эту должность, он обязан был углублять свои знания. Г. Цадаса продолжил
самообразование и углубленное изучение ислама, особенно фикхи – мусульманского
законодательства, в котором он разбирался обстоятельно. В результате многолетнего
обучения и самостоятельных занятий Гамзат Цадаса, по выражению известного
учёного-историка Р.М. Магомедова, «обладал классической образованностью»,
владел знаниями настолько глубоко и всесторонне, что специалисты-учёные
обращались к нему за консультацией по вопросам истории Дагестана, истории
ислама и исламских наук и образования, культуры Дагестана, традиций, обычаев,
обрядов его народов, всего, что касается прошлого Дагестана.
Учёба, служба, жизнь в различных аулах Аварии, наличие
родственников в аулах Гозолоколо, Гортколо, Обода, Ахальчи, Хариколо, Ортаколо,
необходимость часто бывать в них позволили поэту подробно изучить все тонкости
быта своего народа. Знания его в этой области отличались энциклопедичностью, и
это отразилось в его литературной деятельности, так как «в познанье народа –
поэта величье».
Сын Г. Цадасы, Расул Гамзатов, ставший выдающимся
поэтом современности и наследником таланта отца на литературном поприще, имеет
моральное право отметить кровную связь поэта с его родным народом:
В каждом горце, я знаю, есть нечто такое, //
Что всегда мне напомнит отца моего,
Ты, отец, был народом, и он был тобою,
Ты причастен к бессмертью его.
(Перевод
Н. Гребнева)
В процессе творчества, длившегося в течение шести
десятилетий (с 1891 по 1951 год), Гамзат Цадаса определил целую эпоху в
развитии национальной художественной культуры родного народа, внеся лепту в
развитие не только дагестанского искусства, но и всей литературы советского
периода.
Поэт в автобиографии
указывает, что он в 1891 году написал стихотворение «Собака Алибека» и дал
прочесть соседу. Это значит, что Гамзат Цадаса с самого начала творческой
деятельности систематически записывал свои произведения и выступал как
профессиональный литератор. Такое явление народный поэт Кабардино-Балкарии Алим
Кешоков назвал «посадить песню на коня». Это означало, что автор созданное им
стихотворение-песню передавал известному певцу, тот её исполнял, другие
подхватывали, и она получала свою самостоятельную жизнь.
И стихи Гамзата
Цадасы читались людьми, переписывались, повторялись, так как в них горцы
находили отзвуки своих чувств и мыслей. Они читались, пелись, обсуждались,
оценивались, народ их воспринимал как свои. Это была своего рода устная
критика.
Впервые подборка
стихов Гамзата Цадасы была опубликована в книге «Сборник старинных аварских
песен и рассказов», составленной в 1929 году известным ученым и просветителем
Абдулатипом Шамхаловым. Составитель отмечает: «Необходимы были произведения,
которые бы развенчали вредные адаты, бытующие среди народа, призывающие народ
красивыми, художественными словами к полезным делам и поступкам. Лучшим из тех,
которые создают такие произведения, является Гамзат Магомедов из Цада...».
С середины 30-х годов XX века литературная и общественная деятельность Гамзата
Цадасы получила широкое общественное признание. В 1934 году он был удостоен
высокого звания «Народный поэт Дагестана», ему была установлена писательская
стипендия, и он полностью и целиком мог посвятить себя творчеству.
***
Начало творческой деятельности Цадасы относят к 1891
году, когда им была сложена сатирическая песня об издохшей с голоду собаке
богатого соседа.
В 1893 году получает широкую известность другое
сатирическое произведение Г. Цадасы – «Стихи о харчевне», где высмеивается
некий торгаш, решивший разбогатеть, открыв харчевню. Молодому поэту он заказал
песню, которая должна была послужить рекламой, а получилось наоборот: Цадаса
высмеял нечестного хозяина харчевни. Перепуганный заказчик предлагает поэту в
подарок белого коня, лишь бы песня не была обнародована. Но Гамзат отказался от
подарка, стихи разошлись по всей Аварии, скупой торгаш вынужден был закрыть
своё заведение.
С 1931 года Г. Цадаса работает в хунзахской газете
«Горец». Он пишет агитационные стихи, в которых использует меткую народную
речь, разоблачая такие уродливые явления действительности, как кровная месть,
религиозные предрассудки, невежество, косность и др.
В 1933 году состоялась встреча Цадасы с Николаем
Тихоновым, который позже вспоминал: «…Это был самый острый ум современной
Аварии, поэт, убивавший словом врагов нового, мудрец, искушенный во всех
тонкостях народного быта, беспощадный ко всему ложному, смелый борец с
невежеством, глупостью, корыстью».
В 1934 году, к Первому съезду писателей Дагестана, в
Махачкале выходит книга Цадасы «Метла адатов». На съезде Цадасе присваивают
почетное звание народного поэта Дагестана, избирают делегатом на Первый съезд
писателей в Москве. По возвращении домой он целиком отдается литературной деятельности,
много ездит по республике, проводит митинги, литературные вечера.
Дарование Цадасы особенно проявилось в суровые годы
Великой Отечественной войны. В первый же день войны он выступил по радио со
стихами и речью. По приглашению правительства Цадаса переезжает в Махачкалу. На
протяжении всех военных лет поэт неустанно трудится как сатирик и оратор.
Многочисленные его выступления воодушевляют горцев на героические свершения как
в тылу, так и на фронте.
Немолодой уже поэт выезжал на коне на линию фронта к
Нальчику, в кабардинские аулы, видел зверства врагов, рассказывал людям об этом
и призывал к стойкости, к усилению борьбы с фашизмом.
За годы войны им созданы произведения различных
жанров, которые вошли в книгу «За Родину!». По его инициативе в Дагестане
издавались письма-листовки «Дагестан – своим фронтовикам», которые пользовались
большим успехом на фронте среди воинов-горцев.
Война отняла у поэта двух сыновей – Магомеда и
Ахильчи. Страшную утрату поэт перенёс с большим мужеством, по-прежнему оставался
в строю, выступал с речами и стихами. Он был одним из инициаторов сбора средств
в помощь фронту, на строительство танковых колонн и боевых эскадрилий.
Созданные в военные годы стихи «Песня жены фронтовика»
и «Маленькой Пати» получили большую известность в горах.
После войны Цадаса успешно продолжал свою творческую
деятельность. Он написал более ста стихотворений, три комедии, перевёл на
аварский язык поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила» и др. В 1950 году он написал
поэму «Сказание о чабане», которая рисует судьбы аварского крестьянства на
протяжении тридцати с лишним лет.
Писатель и общественный деятель, Г. Цадаса в
послевоенные годы неутомимо борется за мир, дружбу народов. Итогом его
творческих исканий в этом плане является посмертный сборник «Песни мира».
Задание:
1. Законспектировать лекцию о жизни и творчестве
Гамзата Цадасы.
2. Прочитать стихотворение «Маленькой Пати».
Маленькой Пати
Из области дальней
Вернулся в наш дом
Я с вестью печальной
О папе твоём.
Вернулся в наш дом
Я с вестью печальной
О папе твоём.
Мечтал он, желанья
Свои торопя,
Хоть краешком глаза
Увидеть тебя.
Свои торопя,
Хоть краешком глаза
Увидеть тебя.
Писал он: «Утешьте
Дочурку Пати.
Ей-богу, как прежде,
Здоров я почти».
Дочурку Пати.
Ей-богу, как прежде,
Здоров я почти».
Семью успокоить
Хотел, а меж тем
Пришла телеграмма,
Что плох он совсем.
Хотел, а меж тем
Пришла телеграмма,
Что плох он совсем.
Я в поезде мчался,
Добрался в два дня,
Но он не дождался
В санбате меня.
Добрался в два дня,
Но он не дождался
В санбате меня.
В походной шинели,
С морщиной на лбу,
Под белым халатом
Лежал он в гробу.
С морщиной на лбу,
Под белым халатом
Лежал он в гробу.
Вблизи Балашова,
Где жертвы войны
Смотрели сурово
Посмертные сны,
Где жертвы войны
Смотрели сурово
Посмертные сны,
Остался отец твой
Лежать недвижим,
С лицом, обращённым
К нагорьям родным.
Лежать недвижим,
С лицом, обращённым
К нагорьям родным.
И, как по закону,
Что принят в горах,
Встал камень гранёный
В его головах.
Что принят в горах,
Встал камень гранёный
В его головах.
Сокровище бабушки,
Свет моих глаз –
Он умер, отец твой,
Покинул всех нас.
Свет моих глаз –
Он умер, отец твой,
Покинул всех нас.
1943
Перевод Якова Козловского
3. Ответить на вопросы:
1) какова история создания стихотворения «Маленькой
Пати»?
2) какие чувства к маленькой девочке возникают при
чтении стихотворения, посвященного внучке?
3) почему горе отца, т. е. Гамзата Цадасы,
немногословно?
4. Посмотреть мультфильмы «Слон и
муравей» (1948), «Лев и заяц» (1949) по мотивам горских басен народного поэта
Дагестана Гамзата Цадасы. Определить тему, проблему, идею этих мультфильмов.
5.
Проанализировать басню «Мечтатель-пастух».
Славился в старом Хунзахе пастух:
Беден, как мышь, но мечтами богат.
Спал бобылём на соломе старик,
Глупой надежде, как юноша, рад.
В сакле пустой лишь болтался кувшин,
Низко подвешенный им к потолку,-
Маслом платили за труд, и кувшин
Маслохранилищем был пастуху.
Перед кувшином мечтатель вставал,
Есть он хотел, а еду знал одну:
В масло лишь палец обмакивал он,
С чёрствой лепёшкой глотая слюну.
В сакле задымленной тесно мечте –
Грёзил пастух возле горных вершин,
Шел по горам за богатством бедняк,
Прибыль считал и смотрел на кувшин:
«С маслом кувшин я отдам за овцу,
Трижды в годину она даст мне ягнят,
Каждая матка двоих принесёт,
Целое стадо ягнят наплодят…»
Палкой кувшин горемыка задел,
Глиняная зашуршала труха,
Масло, что каплю за каплей копил,
Лужей у ног разлилось пастуха.
Праздные мигом пропали мечты,
В сакле, как прежде, живёт он один.
Палку сломал он и выбросил вон,
Ту, что разбила мечту и кувшин.
Выполнить
задание:
1)
найти эпитеты; метафоры;
сравнения;
2) определить
мораль этой басни;
3) привести в пример пословицы,
которые схожи с моралью басни.
Комментарии
Отправить комментарий