Лекция "Дагестанская литература Нового времени" для студентов 3 к. ФПиФ



Литература народов Дагестана Нового времени

Источники:
1.     Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: истоки, традиции, своеобразие художественной системы. Махачкала, 1978.
2.     История дагестанской советской литературы: В 2 т. Махачкала, 1967.
3.     Абдулатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1964.
4.     Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы Махачкала,1959.
5.     Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала,1970.
6.     Абакарова Ф. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала,1959.
7.     Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.
8.     Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур 19 – начала ХХ вв.Махачкала,1978.
9.     Хайбуллаев С. Дореволюционная аварская литература. Махачкала, 1974.


Присоединение Дагестана к России, которая стояла в этот период на более высокой ступени социально-экономического, политического и культурного развития, сыграло прогрессивную роль. Конец XIX – начало ХХ века характеризуется вступлением патриархально – феодального Дагестана на путь капиталистического развития и началом формирования промышленного пролетариата.
После вхождения Дагестана в состав России в разных городах Страны гор были открыты первые русские светские школы. В Дагестане появились типографии, книжные магазины, читальни, библиотеки, театры, кинематограф, сыгравшие важную роль в распространении передовой культуре России и Запада.
Присоединение к России оказало прогрессивное влияние на здравоохранение, просвещение и культуру. Народы Дагестана стали приобщаться к достижениям русской мировой культуры. Нарастающее влияние России начало играть все большую роль в историческом развитии дагестанских народов. В произведениях декабристов, русских писателей нашли отражение жизнь дагестанских народов – их история, культура, быт, которые стали достоянием всего русского общества. Эти произведения помогли и передовой части горских народов увидеть и осмыслить свое прошлое, внутренний мир своих предков, их быт и нравы. Произведения о Кавказе, созданные на высокохудожественном уровне, явились важным моментом в становлении национального самосознания горцев. Происходило постепенное ослабление позиции арабского влияния, традиционная направленность дагестанской общественной мысли на Восток постепенно сменилась на приобщение к достижениям передовой русской и мировой науки и культуры. Несмотря на сложные условия, вызванные Кавказской войной, демократическое развитие художественной мысли не затормозилось. Появилась целая плеяда поэтов – выходцев из народа, которые создали ряд значительных поэтических памятников. Из множества поэтов XIX века назовём таких, как Саид из Кочхюра (1767–1812), Ирчи Казак (1830–1879), Омара Батырай (1825–1910), Етим Эмин (1838–1884), Али-Гаджи из Инхо (1846–1891), Тажутдин из Батлаича (Чанка) (1860–1909), а также Магомед-Бег из Гергебиля, Сукур Курбан, Мунги Ахмед, Патимат из Кумуха, Анхил Марин, Эльдарилав из Ругуджа, Магомед – Эффенди Османов, Гасан Гузунов, Гасан Алкадари, Манай Алибеков и рабочие поэты Гаджи Ахтынский, Магомед Тлохский и др.
Проникновению русской культуры в Дагестан содействовали лучшие представители русской научной интеллигенции, в числе которых были А. Берже, В. Комаров, Ф. Леонтович, П. Бутков, Н. Львов, Д. Анучин, В. Докучаев, Н. Пирогов, П. Услар, Е. Козубский. Они заложили основы комплексного изучения этнографии, истории, географии, археологии, медицины, филологии и т.д.
Русская интеллигенция оказала большое влияние на формирование хотя и немногочисленного во второй половине XIX века, но собственной светской, демократической интеллигенции из представителей коренных народностей. Это авторы целого ряда публикации по истории, фольклору, этнографии Дагестана: Д. Шихалиев, З. Казанфар, А. Омаров, Г.-М. Амиров, М.-Э. Османов, Г. Алкадари, Б. Далгат. С их помощью Петр Карлович Услар, русский ученый-филолог, осуществил исследования по грамматикам аварского, лезгинского, даргинского, лакского и табасаранского языков. П.К. Услар опубликовал в своем переводе эпические песни дагестанцев о разгроме Надир-шаха, о Хочбаре, о хромом Ражбадине. Заслугой его является создание первых вариантов алфавитов на русской графической основе для дагестанских языков.
Во второй половине XIX века появились первые дагестанские буквари, учебники грамматики, книги для чтения, переводы на местные языки произведений А. С. Пушкина, И. А. Крылова, сборников народных русских песен и сказок. В свою очередь исторические хроники « Дербенд-наме « и « Асари Дагестан» были переведены на русский язык.
Приобщение к передовой общественно-политической мысли, к богатым традициям культурного прогресса, к демократической идеологии просвещенной России имело огромное влияние на духовное развитие горского общества.
Дагестанские ученые-просветители ратовали за просвещение своего народа и пропагандировали на русском языке историю, культуру и быт дагестанцев. Ещё во время учебы в Темир-Хан-Шуринской школе в результате общения с деятелями русской науки и культуры А. Омаров осознал прогрессивную роль России в истории Дагестана и с тех пор стал горячим сторонником русской культуры. Он оказал большую помощь П.К. Услару в составлении лакской азбуки на основе русской графики, составил и издал на лакском языке учебное пособие по арифметике и другим предметам, всячески помогал открытию светских школ в Дагестане, в частности, в Кумухе. А. Омаров исследовал вопросы этнографии горцев и написал несколько очерков, опубликованных в « Сборниках сведений о Кавказских горцах».
С передовой русской культурой и общественной мыслью были связаны деятельность и творчество Г.-М. Амирова – талантливого историка, публициста и литератора. Его очерк « Среди горцев Северного Дагестана» представляет большой интерес в плане изучения культуры, быта и традиции горцев. В нем освещались перспективы, которые открываются перед Дагестаном после вхождения в состав России.
Новый этап развития просветительства связан с национально-освободительными идеями и с именами Г. Гузунова, М.-Э. Османова, Г. Алкадари, Али- Гаджи из Инхо, Ю. Муркелинского, М. Алибекова и др.
Ученый и поэт Магомед-Эффенди Османов (1840–1904) родился в ауле Аксай Хасавюртовского округа в знатной семье. Отец его долгое время был кадием царской конвойной роты в Петербурге. В 1865 году Магомед-Эффенди едет в Петербург и сменяет на этой должности своего отца. Он много учится, совершенствует свои знания по русскому, арабскому и другим языкам. Османов интересовался наукой, поэзией, русской культурой, дагестанским бытом и нравами.
В1881 году он выходит в отставку и возвращается в Дагестан. М.-Э.Османов известен как автор «Сборника ногайских и кумыкских народных песен» и «Адатов кумыков». В ряде своих произведений Османов отстаивает идеи просвещения и гуманизма. Общественно-политические взгляды Османова отличались противоречивостью и непоследовательностью, тем не менее, в тех исторических условиях они сыграли огромную роль в развитии общественной мысли и литературы Дагестана.
Гасан Гузунов (1854–1940) родился в селении Кумух Лакского района в семье крестьянина. Он получил духовное образование, но при этом проявил большой интерес к русской культуре и овладел русским языком в совершенстве. Он оставил богатое научное и литературное наследие: у него есть работы по астрономии, философии, истории, им составлены сборники песен на лакском языке, написаны стихи политического и морально-дидактического характера.
Гасан Алкадари (1834–1910) родился в селении Балаканы, где его отец завершал свое обучение у известного тарикатиста1 Магомеда Ярагского. Гасан обучался сначала в медресе своего отца в селении Алкадари, затем у известного ученого и поэта Мирзы Али Ахтынского и в Азербайджане, где он изучал общераспространенные арабские науки. Он хорошо знал арабский ,персидский, турецкий, русский , азербайджанский, кумыкский и лезгинский языки. В 1877 году его посадили в Дербентскую тюрьму за сочувствие восставшим, затем сослали в Тамбовскую губернию. Вернувшись из ссылки, Гасан открыл в селении Алкадари первую у лезгин светскую школу, в которой сам преподавал несколько предметов. Гасан Алкадари был известен не только как талантливый поэт и ученый, но и как общественный деятель и педагог. Им написано большое количество стихов и песен на арабском, турецком и азербайджанском языках. Эти произведения пронизаны в основном религиозными идеями и в художественном отношении считаются превосходными. Самая известная работа Гасана Алкадари – «Асари Дагестан». Это систематизированные исторические сведения о Дагестане, сопровождающиеся собственными мыслями, суждениями и стихами.
Али-Гаджи из Инхо (1845-1890) получил духовное образование, но известен больше как поэт, у которого были стихи не только религиозной тематики, но и социальной направленности. Многие стихи Али – Гаджи отражают противоречивость его мировоззрения. Ему не безразлична земная жизнь, но он не забывает при этом напоминать о мимолетности жизни на земле. Он осуждает невежество, в то же время не понимает преимуществ светского образования. В своих произведениях Али – Гаджи осуждает стяжательство, лень, кровную месть, высокомерие и другие человеческие пороки.
Одной из главных закономерностей развития художественной литературы Дагестана является взаимообогащение литературы и фольклора. Национальные художественные литературы с момента своего зарождения унаследовали от фольклора тематику, жанры, художественно – изобразительные средства. Для формирования литературных традиций и дальнейшего их развития значение фольклора было огромно, особенно это проявилось на раннем этапе развития литературы. Героика и любовь составляли основной лейтмотив поэтического вдохновения в творчестве О. Батырая, И.Казака, Е. Эмина, Щазы из Куркли, Анхил Марин, Патимат из Кумуха, Стал Саяд, М.-Э. Османова, Эльдарилава, Махмуда и др. Талантливые поэты поднимали в своих произведениях важные проблемы общественно – политической жизни. Не были исключены и горянки. Горские поэтессы принадлежат к плеяде поэтов, которые составляют славу дагестанской поэзии XIX века. В их творчестве наибольшую остроту получила проблема внутреннего мира женщины – горянки, её права на свободу любви.
Щаза из Куркли родилась в бедной лакской семье. Она была очень красива, поэтому желающих жениться на ней было достаточно. Но она полюбила богатого человека, семья которого не захотела породниться с бедняками. Возлюбленный Щазы соблазняет её, пообещав жениться , а потом бросает. Отец девушки выгоняет её из дому, и Щаза вынуждена уехать в Кумух и скитаться. Наконец, нашлись люди, которые пожалели её и выдали замуж в аул Вачи. Но Щаза не смогла жить с нелюбимым человеком и терпеть его издевательства. С маленьким ребенком она возвращается в Кумух и начинает слагать песни, причитать над умершими, петь на свадьбах и праздниках. Красивый голос, природный поэтический дар принесли ей известность. Она поет о своей роковой любви, о горькой доле женщины- горянки, о несправедливостях жизни. Её песни обладали исключительной поэтичностью, и хотя Щаза не использовала слишком пышных, громких слов, но при помощи на редкость удачных поэтических сравнений и метафор она умела затронуть душу слушателей.
Как отмечают Н.Капиева и В.Огнев, песни Щазы – народные по духу поэтические миниатюры. Их филигранное мастерство, глубокая проникновенность поразительны. Щаза сочиняла свои дивные песни, никому не подражая и никого не повторяя. В поэзии она смогла сказать свое слово, и это дает ей право занять почетное место в ряду прославленных поэтов Страны гор.
Творчество Анхил Марин представляет собой если не в полном смысле романтизм, то почву, на которой вырос и окреп романтизм в аварской литературе. В её творчестве резче эстетическая оценка действительности и сильнее протест против существующих в то время моральных и социальных взглядов на положение женщины. Её песни – это попытка отстоять право женщины на святое чувство – любовь.
Родилась Анхил Марин в селении Ругуджа Гунибского района в богатой семье. О жизненном её пути сохранилось мало сведений, мало осталось и поэтических произведений, но её яркая личность и романтическая поэзия оставили неизгладимый след в аварской поэзии.
Все песни Анхил Марин посвящены любви. При её жизни они были официально запрещены. Основные проблемы, поднимаемые в её песнях, касались права горянки на свободное проявление своих чувств, а значит и критики общественных устоев, запрещающих женщине любить. Горская поэтесса сетует на свою несчастную жизнь, мечтает о свободе. Песни её очень популярны, любимы народом ещё и потому, что тесно связаны с фольклором.
Известность певицы вызывала недовольство аульской знати, которая видела в её творчестве покушение на устоявшиеся обычаи.
О жизни А.Марин ходило много легенд. В одной из них говорится, что наиб приказал зашить ей рот, чтобы она не пела больше, но она разорвала губы и спела песню.
Творчество Патимат из Кумуха более лирично, главными мотивами её песен являются страдания, мольба, отчаяние. Патимат была женщина образованная и богатая, в её песнях встречаются выражения и обороты, присущие арабской поэзии. Она пишет о своей огромной любви к муталиму по имени Маллей, который был выходцем из бедной семьи, но отличался большим красноречием и умением слагать стихи. По выражению литературоведа Э. Ю. Кассиева, их переписка – это поэзия самой действительности, вопль страданий отчаявшихся душ.
Хотя Патимат и осуждает условия жизни, унижавшие женщину и державшие её в духовном плену, до широких социальных обобщений в своих песнях она не доходит. Тем не менее её творчество получило широкую известность, а её судьба до сих пор вызывает сочувствие к ней. Как пишет М.А. Абдуллаев, Патимат питала к Маллею искреннее чувство любви. Она не знала ни сна, ни покоя, горела, как пишет сама поэтесса, любовным огнем. Эта не состоявшаяся любовь унесла её в могилу. Доведенный до крайнего раздражения сплетнями и оскорблениями, Маллей послал стихотворение Патимат, в котором сказал любви и надеждам «нет!» Слабая, больная Патимат не вынесла жестокого удара, нанесенного любимым.
К числу горских поэтесс можно причислить и лезгинскую певицу Стал Саяд. Несмотря на индивидуальные отличия, стихи женщин – поэтесс имеют и нечто объединяющее. Это прежде всего открытое требование равных прав на свободное проявление чувств, торжество всесильной власти жизни над общественными устоями, упорство, вплоть до готовности умереть за любовь, глубокое благородство. Поэзия женщин – горянок раскрывает прекрасные черты духовного облика «слабого пола».
В героико-исторической поэзии народов Дагестана достаточно обстоятельное отражение получили события, происходившие на Северном Кавказе в 1877 году. В народе они получили названия « Короткий шариат», «Куцый шариат», чем подчеркивается их скоротечность и безрезультатность.
В официальных реляциях2 царского военного командования они назывались «бунтом», «мятежом», что подчеркивало их противоправный, незаконный характер. В исторической же литературе они правомерно обозначены как «восстания народов Северного Кавказа 1877 года». Это был протест горцев против колонизации края в послешамилевскую эпоху, борьба против ухудшения условий жизни и деятельности дагестанцев, за освобождение народа от гнета. Массовые выступления против власти после окончания Кавказской войны происходили почти ежегодно в разных районах Дагестана, а русско-турецкая война обнажила горцев обрести свободу после поражения России в этой войне. В ходе восстания некоторые царские офицеры- дагестанцы, видя истекающих кровью своих земляков, демонстративно срывали с плеч эполеты и погоны, присоединялись к повстанцам и воевали вместе с ними. Но другая часть дагестанцев активно участвовала в подавлении восстания.
Как одному из крупных событий истории народов Дагестана XIX века восстанию 1877 года посвящен ряд работ местных и русских ученых – историков, таких как Х.Геничутлинский, И.Урминский, А.Соратлинский, П.И.Ковалевский, А.Каяев, А.А.Тахо-Годи, Р.М.Магомедови др.
Количество произведений, посвященных событиям 1877–1878 годов, столь значительно, что по ним можно воссоздать всю историю восстания во всех её подробностях, представить деятельность исторических личностей, руководителей восстания, основных его участников, важнейшие сражения, произошедшее в процессе столкновения противоборствующих сил. Можно сказать, что наряду с научной историей восстания 1877 года существует и его художественная история, созданная народным творчеством и творчеством наиболее известных поэтов того и последующего времени.
Поэтическая летопись событий создавалась по свежим следам, после конкретных событий, а также как память о них.
Такая массовость обращения к освещению этих важных исторических событий обусловлена тем, что вторая половина XIX века является периодом возрождения литературных традиций Дагестана. Кроме того, в этот период на литературной арене появилась целая плеяда поэтов, поднимавших актуальные проблемы общественной жизни народов Дагестана. Они понимали значение восстания для национального самосознания не только современников, но также для будущих поколений.
Восстание запечатлелось в поэзии многих народов Дагестана, ему посвящены аварские, даргинские, кумыкские, лакские, лезгинские народные песни. К его изображению обратились и классики дагестанской литературы и поэты – современники событий: Етим Эмин, Ирчи Казак, Эльдарилав, Чанка, Гасан Алкадари, Гасан Гузунов,Магомед-Бег из Гергебиля, Абдул-Карим Баратов, Нурмухаммед Бахричилов, Муртазали-Хаджи, Этил-Али из Телетля.
Авторы художественных произведений о восстании 1877 года и сами выступают как подлинные патриоты, защитники свободы и независимости народов Дагестана. Они считали это восстание закономерным продолжением национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа. Широкие авторские повествования дополняются народными песнями, которые завершаются элегиями, плачами о судьбе восставшего народа, о массовом истреблении повстанцев, высылке их в центральные области России и за её пределы. Трагедия народа, чьи заветные мечты не осуществились, обнажена в них до предела.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Лекция и задание по теме «Кияс Меджидов» для первых курсов ПД и ПСА на период с 20.05.2020 по 26.05.2020 г.