Материал для студентов 4 к. ФВ "Арабская публицистика. Абд ар-Рахман аль-Кавакиби"

 

Абд ар-Рахман аль-Кавакиби

Родился в 1849 году в г. Халебе. Происходил из старинного сирийского рода, рода учёных и государственных деятелей. Он получил традиционное образование в местной «аль-Мадраса аль-Кавакибийа», основанной одним из его предков. Свою журналистскую деятельность он начал в газете «Аль-Фурат» («Евфрат»), затем редактировал газету «Али-Шахба», трижды закрываемую правительством.

В то же время аль-Кавакиби занимает различные административные посты, всюду проявляя незаурядную энергию: заведует Халебской типографией, становится директором сельскохозяйственного банка, занимает должность шариатского судьи. С 1892 года он – глава халебского муниципалитета. За своё внимание к жалобам обиженных и защиту бедняков он получает прозвище «отец слабых».

Столкновения с губернатором Халеба – самодуром и взяточником Ариф-пашой – привели к тому, что аль-Кавакиби был арестован по ложному доносу как член некоего антиправительственного и антимусульманского общества и приговорён к смертной казни. Однако обвинение было сфабриковано настолько грубо, что бейрутский суд его оправдал.

Понимая всю опасность дальнейшего пребывания в Сирии, аль-Кавакиби в 1900 году бежит в Египет. Статьи, публикуемые в этот период, выходят отдельной книгой под названием «Природа деспотизма и гибель порабощения». Другой его известный труд «Мать городов» («Умм аль-кура») печатается в «Аль-Манаре» в 1902 году.

В 1901 году аль-Кавакиби отправляется в паломничество в Мекку, совершает путешествие на верблюде через пустыню в Йемен, странствует по Африке, посещает Индию. В 1902 году почти сразу после возвращения в Каир аль-Кавакиби внезапно умирает как указывают некоторые источники, отравленный по приказу султана.

Литературное наследие аль-Кавакиби составляют только две книги. После его смерти не осталось никаких бумаг. Они были похищены султанскими агентами.

Особое место в литературном наследии аль-Кавакиби занимает утопия в мусульманско-модернистском духе «Умм аль-кура» («Мать городов»). В ней изображён тайный конгресс, будто бы происходивший в Мекке во время хаджжа в марте-апреле 1899 года. В 12 заседаниях конгресса участвовало 22 мусульманина из различных стран мира, не только арабы, но и представители Константинополя, Бахчисарая, Тифлиса, Тебриза, Кабула, Казани, Пекина, Калькутты… Протоколы этих заседаний, записанные и изданные секретарём конгресса – «аль-Фурати» (кстати, это прозвище аль-Кавакиби, что значит «Евфратский»), и составляют книгу «Умм аль-кура». Они имитированы настолько искусно, что ввели в заблуждение некоторых европейских востоковедов, поверивших, что такой съезд состоялся в действительности.

На заседаниях идёт живое обсуждение, в котором сам аль-Фурати принимает активное участие, возникают споры, сталкиваются различные мнения, произносятся речи, приводятся реальные факты из жизни тех или иных стран.

Цель конгресса – выявить и обсудить причины упадка мусульманского мира и изыскать наиболее действенные средства для его возрождения. Аль-Кавакиби выделяет причины религиозные, политические и нравственные, тесно связанные между собой.

К числу религиозных причин упадка он относит прежде всего господство среди мусульман искаженного представления о религии, поддерживаемого богословами-фальсификаторами, что ведёт к распространению вредных «новшеств» (в том числе суфийского учения) и суеверий; ложное толкование Корана и сунны; отказ от веротерпимости, царящие повсюду разногласия и раскол.

Переходя к причинам политическим и социальным, он указывает прежде всего на деспотизм мусульманских правителей, их глупость, алчность и жажду роскоши. Все они стремятся к абсолютной власти, пренебрегают требованиями времени и жестоко преследуют народных вождей и всех свободомыслящих граждан. Народ потерял надежду и веру, его раздирают на части политические группировки, он утратил свободу и равенство.

Проблемы свободы и равенства занимают в рассуждениях аль-Кавакиби важное место, как это характерно для просветителей. Подходит он к этим вопросам практически, включая в понятия свободы и равенства целый комплекс конкретных прав граждан и обязанностей государства, а именно: свобода обучения, слова и действий; полная справедливость и безопасность; охрана чести и репутации человека; всеобщее равенство в правах и отчётность правителей перед народом.

К политическим причинам упадка мусульманского мира аль-Кавакиби относит и бедность народа, которая есть «предводитель всякого зла». Он подчёркивает, что именно бедность является основной причиной невежества и порчи нравов.

Среди нравственных причин упадка аль-Кавакиби на первое место ставит невежество. Как особую причину отмечает невнимание к женскому образованию. Вопрос этот, по его мнению, очень важен из-за последствий отрицательного влияния, которое оказывает невежественная женщина на семью, воспитание детей и т. д.

Одной из важнейших нравственных причин упадка аль-Кавакиби называет также пассивность жителей Востока, их неверие в свои силы (фатализм).

Таким образом, аль-Кавакиби убедительно показывает политические, социальные и нравственные болезни современного ему мусульманского мира. Все эти болезни он возводит к упадку религии и предлагает соответствующее лекарство – просвещение широких народных масс. В качестве первого реального шага в этом направлении аль-Кавакиби предлагает создание «Просветительской ассоциации верующих в единого Бога» из ста человек, устав которой предлагается на одном из заседаний. Среди задач Ассоциации – реформа обучения языку и религиозным наукам ради приближения ислама к нуждам полезной деятельности; ликвидация неграмотности; пропаганда идей путём издания необходимых книг и привлечения популярных модернистских газет; организация научных экспедиций для изучения жизни в мусульманских странах; привлечение суфийских орденов к благотворительной деятельности вместо царящих там праздности и безделья.

Аль-Кавакиби считает, что реформа религиозная должна привести к реформе политической и социальной, ибо в истинном исламе заложены принципы свободы и равенства. Лозунг Ассоциации «Не будем поклоняться никому, кроме Аллаха!» основан на модернистском принципе равенства людей перед Богом.

Интересно представление аль-Кавакиби о будущей структуре мусульманского мира, который составит единую лигу.

Аль-Кавакиби – сознательный противник средоточия всей власти – и светской, и религиозной – в руках турецкого султана. Аль-Кавакиби выдвигает идею отделения религиозной власти от светской. Он строит планы создания Халифата с центром в Мекке.

Халиф должен избираться из числа арабов-корейшитов сроком на три года. Выбирает его Совет («аш-Шура») в составе ста членов – выборных представителей от всех мусульманских государств.

Халиф является лишь религиозным владыкой, не имеет права вмешиваться в политику мусульманских государств, его политическая власть ограничивается Хиджазом. Он не располагает военными силами (кроме небольшого гарнизона для охраны Хиджаза), его имя не чеканится на монетах, но первым упоминается в хутбе. Таким образом, религиозное господство в Лиге должно сосредоточиться в руках арабов-хиджазцев.

Другие мусульманские государства, входящие в Лигу, также будут иметь свои функции. Турция, например, должна заниматься внешней политикой Лиги, так как турки – наиболее искусные дипломаты; Египет – организацией культурной жизни; Афганистан, Туркестан, Кавказ, Марокко – военными силами; Иран – вопросами науки и экономики. 

Арабы как религиозные владыки будут определять в конечном счёте внешнюю и внутреннюю политику стран Лиги.

Арабам, по аль-Кавакиби, принадлежит право возглавлять халифат не только в силу исторических традиций, но и благодаря тем особым качествам, которыми они обладают. И тут он перечисляет традиционные добродетели, воспеваемые арабами ещё с доисламских времён – щедрость, защита соседей, верность договорам и обещаниям…

Таким образом, аль-Кавакиби в «Умм аль-кура» аль-Кавакиби не только сформулировал причины упадка и наметил пути возрождения мусульманского Востока вообще, он особо выделил интересы арабских стран, отражая растущее в них стремление к независимости от Османской империи, к самостоятельному развитию.

В книге «Природа деспотизма и гибель порабощения…» аль-Кавакиби развивает, углубляет и приводит в систему мысли, высказанные им в «Умм аль-кура».

Здесь также в основе всех рассуждений лежит рационалистически-религиозное мировоззрение, присущее мыслителям мусульманской реформации, начиная с Мухаммеда Абдо.

Аль-Кавакиби выступает сторонником свободы воли, указывая, что каждый человек может быть «свободным властелином в своих делах», и признаёт разум основным средством познания мира и тем самым одной из движущих сил прогресса. Представления мусульманского модернизма сочетаются у него с идеями французских просветителей (учение о естественных правах человека, о всеобщей ассоциации, об умеренном накоплении и др.). Идеи эти осмыслены арабским автором по-своему и изложены так, что выглядят совершенно органичными элементами мусульманского реформаторского учения.

Исходным моментом исследования аль-Кавакиби является положение о том, что согласно истинному исламу человек должен подчиняться одному лишь Аллаху, и свобода и равенство являются его естественными и неотъемлемыми правами.

С помощью божественного авторитета он резко осуждает деспотизм, т. е. по его определению, такое положение, когда «человек руководствуется собственным мнением там, где надлежит испросить совета», или, иными словами, «произвол, чинимый одним человеком или группой лиц по отношению к правам других людей, без страха наказания».

Подобное определение даёт возможность рассматривать деспотизм широко, во всех его проявлениях – «от великого тирана до полицейского, сторожа, метельщика улиц». При этом в центре внимания оказывается главное зло – деспотизм политический, т. е. деспотизм правительства. Деспотизм в книге аль-Кавакиби, хвастаясь своей родословной, характеризует себя весьма красноречиво: «Я – зло, мой отец – несправедливость, мать – обида, брат мой – вероломство, а сестра – бедствие, мой дядя по отцу – вред, дядя по матери – унижения, сын – нищета, дочь – безработица, родина – разруха, а род – невежество».

Аль-Кавакиби последовательно, по главам, разбирает пагубное влияние деспотизма на важнейшие стороны общественной жизни. Так, деспотизм искажает истинный смысл религиозных учений, ставя их себе на службу, избирая себе «приспешников из среды духовников, чтобы те помогали ему угнетать других людей во имя божье». В результате в «умах простого народа… всё смешалось: божество, которому они поклоняются, и тиран, который властвует над ними».

Деспотизм губит материальные богатства нации, превращая имущество людей в объект грабежа как со стороны самого деспота, так и со стороны нарушителей закона, процветающих под эгидой деспотизма.  Деспотизм уничтожает всякую заинтересованность в труде, благами которого люди не могут пользоваться; он порождает такое социальное неравенство, когда всего лишь 2% людей (видные политические и религиозные деятели, ростовщики, коммерсанты…) пользуются более чем половиной плодов, «созданных потом и кровью человечества».

Деспотизм губит духовные богатства нации: он борется против науки и просвещения, ибо тёмные и невежественные массы легче держать в повиновении, чем просвещённый народ.

Деспотизм разлагает общество, порождает бесчисленное множество мелких деспотов. Деспотизм портит нравы, отнимая у человека любовь к своему народу, семье, друзьям. Тем самым деспотизм оказывает пагубное влияние и на воспитание человека, ибо в воспитании непременно участвуют окружающая среда и политические факторы.

Порабощая волю отдельных людей и целых народов, «деспотизм превращается в пиявку, которая удобно расположилась, чтобы сосать кровь нации, и не отвалится от нации, покуда та не погибнет вместе с нею».

Не видя истинной причины, порождающей деспотизм – частной собственности, он выдвигает теорию «асабийи» («привязанности к своему роду», его чистоты), согласно которой «люди были братьями до тех пор, пока случай не выделил часть из них многочисленностью потомства; в дальнейшем родовитые поработили остальных людей».

Аль-Кавакиби говорит не только об угнетении внутри одной какой-либо страны, но и о колониальному угнетении, считая его наиболее для народа. Сравнивая справедливое правительство с заботливым садовником, а тираническое – с дровосеком, он замечает, что если этот дровосек – иностранец, «то ни гордости за деревья у него не будет, ни сраму он не испытает. Он думает только о том, чтобы побыстрей извлечь прибыль, даже если для этого надо вырвать с корнями деревья».

Все рассуждения аль-Кавакиби о деспотизме носят общетеоретический характер. Он нигде не говорит прямо о положении в Османской империи, но все его общие рассуждения имеют прямое отношение к тому, что происходит в стране. Очевидно, содержи «Природа деспотизма…» намёки на какие-то реальные факты, она бы вообще не увидела света. Это прекрасно понимал сам автор, указывая в предисловии, что он вынужден «о многом умалчивать, потому что таково время». Несмотря на все эти предосторожности, всё же книга в Османской империи была запрещена.

Говоря о распределении материальных благ в обществе, аль-Кавакиби выдвигает принцип распределения по труду: «человек имеет или ему назначено лишь то и столько, во что и сколько он вложил своего труда».

Способ, при помощи которого, по аль-Кавакиби, в идеальном обществе можно избежать возникновения резких контрастов между богатством и нищетой, напоминает известное положение Руссо об «умеренном накоплении». Иными словами, «дозволенным» богатством будет лишь такое, которое, во-первых, приобретено законным путём, т. е. от щедрот природы или в соответствии с затраченным трудом; во-вторых, – богатство, не ущемляющее интересы других людей; в-третьих, – «не слишком превышающее размеры необходимого».

Для характеристики деспотизма аль-Кавакиби использует весьма оригинальные сравнения, носящие порой метафорический характер: «Если бы деспот был летающей тварью, то он был бы летучей мышью, которая охотится за насекомыми – простыми людьми – во мраке невежества; а если бы он был диким зверем, то был бы шакалом, хватающим под сенью ночи домашнюю птицу – подданных» (из монолога деспотизма).

Последний вопрос, на котором останавливается аль-Кавакиби, – это пути и средства борьбы с деспотизмом. Коль скоро пленники деспотизма лишены воли, унижены, низведены до положения скота и пребывают в вечном страхе, который лежит в основе деспотического режима, то главная задача состоит в том, чтобы заставить угнетённых осознать своё положение, почувствовать волю к борьбе, победить свой страх, ибо «нация, которая … не ощущает муки деспотизма, недостойна свободы». На первый план выдвигаются задачи воспитания и просвещения народа. В этом главный путь борьбы с деспотизмом. Когда будет уничтожено невежество – исчезнет страх.

Как и все арабские просветители, аль-Кавакиби не был сторонником вооружённой борьбы. По его мнению, с деспотизмом «должно бороться мудростью и последовательно». Насильственный же путь губит слишком много людей, а если при этом народ недостаточно ещё осознал свои цели, то восстание может оказаться бессмысленным, так как в результате один деспот будет заменён другим, но деспотизм сохранится.

Аль-Кавакиби убеждён, что только сам народ, без чьей бы то ни было внешней помощи, может и должен добиваться своей независимости и победы над деспотизмом.  Народ – «пища деспота и его сила»: если деспот лишается поддержки народа, он теряет почву под ногами. Следовательно, для того чтобы уничтожить возможность возрождения деспотизма после его ликвидации, нужно, чтобы в умах всего народ созрел сознательный протест против деспотизма, понимание гибельности тиранического режима.

Таким образом, у аль-Кавакиби проповедь просвещения народных масс приобретает политическое звучание, значительно более острое, чем у его арабских предшественников. Это чуть ли не первый арабский политик и социолог, придающий такое большое значение роли народных масс, видящий в них реальную политическую силу.

Аль-Кавакиби высоко ценился своими современниками как талантливый публицист, патриот своего народа. Они говорили о нём как о первом защитнике национальных чувств арабов.

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Материал для подготовки к практическому занятию "Средневековая дагестанская литература" (для студентов 2 к. РДО филфака)