Материал для студентов 4 к. ФВ "Арабская публицистика. Касим Амин"
Касим Амин
Родился в Каире в 1865 году. Его отец, сын курдского князя, состоял на военной службе у хедива Исмаила. Касим Амин окончил среднюю школу в Каире, затем был отправлен во Францию для изучения юриспруденции. Он вернулся в Египет со степенью доктора права, служил в министерстве юстиции и министерстве внутренних дел.
В 1894 году он выпустил свою первую книгу «Египтяне» на французском языке. Это полемическое сочинение – ответ французскому путешественнику герцогу Д,Аркура, который в своих путевых заметках весьма поверхностно рассуждал об исламе и восточных обычаях. В своём ответе Касим Амин особенно подробно останавливается на положении восточной женщины. Как замечал И.Ю. Крачковский, именно эта работа «дала ему серьёзный толчок к специальному занятию этой стороной социальной жизни современного мусульманства».
Человек европейски образованный, знакомый с достижениями арабской просветительской мысли и с идеями мусульманского модернизма, Касим Амин изучает женский вопрос всесторонне и в 1899 году выпускает уже на арабском языке книгу «Освобождение женщины» («Тахрир аль-мара»), вызвавшую ожесточённую полемику.
Сторонники К. Амина горячо приветствовали эту книгу, провозгласили автора «Лютером Востока», а мусульмане-традиционалисты обвиняли его в неуважении к религии.
На критику Касим Амин отвечает второй книгой – «Новая женщина» («Аль-Мара аль-джадида», Каир, 1901 г.), в которой касается тех же проблем, что и в первом произведении, но не так систематично, ибо в ходе полемики считает необходимым более подробно остановиться на тех вопросах, которые вызвали разноречивые толкования у критиков «Освобождения женщины».
С выходом книги споры не утихли. Работы К. Амина в течение ряда лет оживлённо обсуждались и в Египте, и в других странах мусульманского Востока, хотя в ту пору никаких конкретных изменений в положение восточной женщины не могли внести.
После книги «новая женщина» Касим Амин в печати не выступает. В последние годы своей жизни он ведёт большую работу по подготовке к открытию египетского национального университета. В апреле 1908 года, за несколько месяцев до этого события, Касим Амин умер.
«Аль-Джарида» издала посмертно его заметки из записной книжки, назвав их «Слова Касим-бека Амина» («Калимат ли Касим Бек Амин», Каир, 1908). Они также свидетельствуют о том, что больше всего К. Амина интересовали вопросы семьи, брака, любви, воспитания детей и др.
Касим Амин был первым арабским публицистом, систематически осветившим женский вопрос с позиций модернизма в исламе. До него лишь некоторых проблем, в частности вопроса о многожёнстве, касался Мухаммед Абдо. Обеспокоенный, как и все арабские просветители, застоем арабской культуры, К. Амин размышляет о путях её возрождения и именно в этой связи подходит к женскому вопросу.
Теоретической основой его исследований в этой области является учение о свободе как о естественном праве человека. К. Амин опирается на принцип равенства в правах между всеми членами общества, что, естественно, должно распространяться и на женщин. Подходя к женскому вопросу исторически, К. Амин стремится показать, как постепенно, под влиянием тех или иных условий, сложилось современное положение восточной женщины, которое, с его точки зрения, не может и не должно быть вечным и неизменным, ибо по естественным законам жизни всё находится в постоянном движении и развитии.
Касим Амин считает, что существующее положение в корне противоречит установленным Аллахом естественным законам. Ни о каких «равных правах», пишет он, в современном обществе не может быть и речи, ибо многие примеры доказывают, что «в глазах мусульман женщина не является настоящим человеком». Женщина лишена всякой свободы: «Отец гонит её, как животное, к неведомому ей мужу, про которого она не знает ничего, чтобы разобраться в его действительных качествах», к мужу, от которого «она не может …избавиться никаким путём», как бы он ни был ей противен. Женщина – пленница «хиджаба», который понимается двояко: во-первых, как покрывало, которое не только заставляет её «утратить человеческий естественный облик», но и мешает ей двигаться, смотреть, говорить, даже дышать.; во-вторых, как затворничество, запрещение покидать дом, которое превращает женщину в арестантку.
Таким образом, резюмирует Касим Амин, если под свободой понимается независимость человека в мыслях, воле и действии, то следует признать, что женщина лишена и того, и другого, и третьего.
Униженное положение женщины в семье делает невозможным правильное воспитание молодого поколения. Касим Амин старается показать связь между политическим строем и семейным укладом в каждой стране: «Везде, где мужчина унижает женщину и обращается с ней, как с рабом, он унижает самого себя и ослабляет чувство свободы. И наоборот, в тех странах, где женщины пользуются личной свободой, мужчины пользуются политической».
В обеих книгах он приходит к выводу, что борьба за возрождение и прогресс нации должна начинаться с изменения положения женщины, с перестройки семьи, ибо «нет никакой надежды быть живым народом, … пока дома и семьи… не станут подходящей средой для подготовки людей, обладающих теми свойствами, от которых можно ожидать успеха».
Однако для правильной перестройки семьи необходимо чётко и верно определить назначение женщины, её роль в семье и жизни нации. Опираясь на опыт различных времён и народов, он приходит к выводу, что «женщина … не отличается от мужчины силой ума и превосходит его своими чувствами и привязанностями».
Касим Амин подчёркивает, что роль женщины в социальном строе сводится к созданию характера нации, имея при этом в виду, что женщине принадлежит первая роль в воспитании детей.
Воспитание женщины, по Касиму Амину, должно быть не ниже воспитания мужчины и складываться из трёх компонентов: физического, нравственного и умственного. Физическое воспитание – обязательный моцион, физические упражнения. Нравственное воспитание женщины ничем не должно отличаться от нравственного воспитания мужчины, потому что именно женщина формирует характер ребёнка, прививает ему первые нравственные понятия.
Целью умственного воспитания является познание мира. А для этого женщине недостаточно научиться только чтению, письму и иностранным языкам. Она должна также изучить основы естественных, социальных и исторических наук, чтобы понять законы развития мира.
Очень большую роль играет, по мнению автора, и эстетическое воспитание – обучение музыке, рисованию, воспитание вкуса, ибо искусство «вызывает стремление к совершенству». Девушка должна обучаться кулинарному искусству, домоводству и основным правилам гигиены.
Касим Амин стремится рассеять предрассудок, будто бы образование женщины только вредит ей, губит её нравственность, помогает измышлять хитроумные способы обманывать своего мужа. Наоборот, женщина образованная, с развитым умом, сможет лучше отдавать себе отчёт в своих поступках, будет думать об их последствиях: она будет «понимать цену чести и знать, как её сохранить».
Вся программа воспитания, изложенная К. Амином, основана на том положении, что «самая лучшая служба, которую женщина может оказать социальному строю, – это брак, рождение и воспитание детей». Однако К. Амин этим не ограничивается. По его мнению, девушку нужно готовить не только к будущему положению жены, но, на всякий случай, и к самостоятельной жизни, дать ей возможность овладеть какой-то профессией. Ведь никто не знает, как сложится её судьба. Нужно постоянно иметь в виду такие факты, как бедность, развод, смерть мужа, безбрачие, бездетность, которые влекут за собой желательность или необходимость работать. Касим Амин называет профессии, по его мнению, наиболее подходящие для женщин: это, во-первых, воспитание и обучение детей и медицина, затем «благородные профессии» и торговля.
Касим Амин не говорит о предоставлении женщинам политических прав, ибо «египетская женщина теперь не подготовлена абсолютно ни к чему». Конечно, придёт время, когда и египетская женщина, обогащённая знаниями и опытом, «подготовится к состязанию с мужчинами на поле общественной деятельности». Пока же речь идёт о правах женщины в семье.
Все вопросы, связанные с правами женщины в семье, изложены систематически в книге «Освобождение женщины». На первом месте стоит вопрос о хиджабе. Касим Амин подходит к объяснению этого обычая с исторической точки зрения, доказывая, что затворничество – пережиток вресмён дикости, когда мужчины покупали или похищали жён, а покрывало являлось «символом этой старой власти».
Обращаясь к современному положению, он показывает на конкретных примерах нелепость обязательного ношения покрывала, которое мешает и практической работе женщин и заключению с ними различных торговых сделок… Что же касается «охраны нравственности», которой будто бы служит покрывало, то по мнению Касима Амина, женщина с закрытым или полузакрытым лицом должна вызывать больше соблазна. Если же заботливые мужчины, защищая обычай покрывала, пекутся при этом не о себе, а о нравственности бедных женщин, то может быть правильнее им самим ходить с закрытыми лицами, чтобы не соблазнять слабые женские сердца? Для подкрепления своих взглядов К. Амин обращается к религии. Толкуя соответствующие стихи Корана (в частности, суру 24, стих 31), хадисы и высказывания известных богословов о закрывании от посторонних взоров тех или иных частей тела, он приходит к заключению о том, что «Аллах Всевышний разрешил женщине открывать лицо и кисти рук».
Точно также, опираясь на религию, трактует Амин понятие «хиджаб» ещё в одном значении. Приводя коранические тексты, на основании которых обычно женщинам предписывается затворничество, он весьма резонно заявляет, что эти откровения касаются только жён пророка, ведь Аллах говорит, что они «не таковы, как какая-нибудь из женщин». Что же касается обычных женщин, то относительно их существует хадис, запрещающий им «уединение с чужими», но ведь этот запрет не означает полного затворничества.
Однако сам Касим Амин или опасается резких, радикальных перемен, или, быть может, считает, что требование немедленной отмены хиджаба в современном ему Египте не нашло бы широкой поддержки.
Далее Касим Амин переходит к семейному укладу, критикуя современные обычаи заключения брака и развода. И снова он стремится подкрепить свои рассуждения авторитетом священной книги, где говорится, что Аллах устроил между супругами «любовь и милость». Но о какой же любви может идти речь, когда люди, вступающие в брак, абсолютно не знаю друг друга? Ведь ещё Пророк рекомендовал в одном из хадисов знакомиться с невестой до брака. Женщина, вооружённая знаниями и опытом, должна сама решать свою судьбу и выбиратиь достойного мужа. Резко критикует Касим Амин и многожёнство, которое попирает права женщин.
К. Амин выступает и против существующего порядка развода, слишком лёгкого для мужчины (мужа) и невозможного для жены. «Для Аллаха самое ненавистное из дозволенного – развод».
Все затронутые Касимом Амином проблемы были остры и актуальны, а важность их постановки особенно возрастала оттого, что впервые этим вплотную занялся учёный-мусульманин. Благодаря Касиму Амину «женская» тема долго оставалась одной из главных тем новоарабской литературы.
Учение Джамаль ад-Дина и деятельность египетских реформистов приобретали всё больше и больше сторонников. Идея возрождения былого величия ислама и арабского мира пронизывала все области литературы. Публицистика боролась за социальные преобразования и политическую свободу, постоянно напоминая арабам об их исторических заслугах, стремясь воскресить их веру в свои силы. В прозе и драматургии эта идея повлияла на возникновение жанров исторического романа и исторической трагедии. В поэзии зазвучали исторические и героические темы.
Литературу и публицистику этого периода отличает просветительский пафос – пафос борьбы с пережитками прошлого, стремления к широкому просвещению народа и национальной независимости. Причём учение мусульманских реформистов сочетается с идеями французского просвещения (Руссо, Монтескье, Фурье и др.). Очень близкими им по духу оказываются представления о свободе и равенстве как о естественных правах человека, о всеобщей ассоциации, об умеренном накоплении и др.
Список использованной литературы
I
1.Амин Касим. Новая женщина / Пер. с араб. и предисл. И.Ю. Крачковского. – М.-Л., 1956.
2. Вали ад-Дин Йекун. Статьи // Арабская проза. – М., 1956.
3.Аль-Кавакиби Абд ар-Рахман. Природа деспотизма и гибель порабощения / Пер. с араб. и исслед. З.Н. Левина. – М., 1964.
II
1.Аль-Фахури Ханна. История арабской литературы. Т. 2. – М., 1961.
2.Борисов В.М. Современная египетская проза. – М.: Наука, 1961.
3.Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы Нового времени. Египет и Сирия. – М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1968.
4.Современная арабская литература: Сб. ст. / Пер. с араб. – М., 1960.
5.Соловьёв В., Фильштинский И., Юсупов Д. Арабская литература. Краткий очерк. – М.: Наука, 1964.
III
6.Крачковский И.Ю. Из арабской печати Египта // Мир ислама. – 1912. – С. 492–509 //
Комментарии
Отправить комментарий