Материал (2) для подготовки к практическому занятию по теме "Средневековая дагестанская литература" (для студентов 2 к. РДО ФФ)

 

Мирза Али ал-Ахты

Родился Мирза Али в 1771 году в ауле Ахты, известном в Дагестане как крупный центр, где культура на арабском языке имела глубокие и давние традиции. Получив традиционное образование, он занял пост кадия в родном ауле и одновременно стал преподавать в своем медресе. Медресе ал-Ахты,  в котором изучался весь комплекс традиционных дисциплин, считался одним из лучших в Дагестане. Широкую известность получил Мирза Али как поэт. В период борьбы дагестанских народов против царской России он выступил противником этой борьбы. Свое негативное отношение к мюридизм и к деятелям этого движения он высказывал в стихах. За эти стихи Шамиль во время своего пребывания на родине поэта взял его в плен. В плену у имама он пробыл год. Умер Мирза Али в 1858 году.

Как поэт Мирза Али творил на арабском, персидском и азербайджанском языках. Диван – сборник его стихов дошел до нас переписанным известным дагестанским мыслителем Гасаном Гузуновым (1854–1940). Подлинный диван Мирзы Али на трех языках (арабском, персидском и азербайджанском), составленный им самим, не сохранился. Сборник, переписанный Г. Гузуновым, насчитывает 476 бейтов. Это наиболее полное собрание известных нам стихов поэта.

Имеющиеся у нас биографические данные и содержание его поэзии позволяют лишь весьма условно разделить сохранившиеся стихи на арабском языке на два периода. К первому периоду относятся стихи, в которых доминируют религиозно-панегирические мотивы, ко второму – написанные в плену у Шамиля. Религиозно-панегирические стихи созданы Мирзой Али в основном до событий освободительной борьбы кавказских горцев против царской России.

Мирза Али, как и другие местные поэты, долгое время находился под влиянием идей мюридизма. Однако он не воспринял мюридскую доктрину целиком в том виде, в каком она сложилась к началу 19 века. Теория джихада не привлекла внимание поэта – он, по всей видимости, понимал несоответствие учения о священной войне особенностям эпохи, в которую жил. Для него главное в мюридизме – идея мистической любви к Богу.

Его поэзия не была свободной от традиций суфийской литературы. Хотя в разные периоды его жизни отмечался более или менее значительный отход от неё.

Ал-Ахты считался одним из популярных в Дагестане мастеров религиозного панегирика. Именно в панегириках в первую очередь отразились его философские взгляды, моральный идеал, религиозные размышления, суфийские представления о любви к Богу и др.

Мусульманские реформаторы 19 века считали, что поздние наслоения в исламе исказили суть мусульманской религии, стали причиной отставания народов исламского мира. Мирза Али вовсе не ратует за первоначальный ислам. Для него главным является то, что религия меняется каждую эпоху, «обновляется», как он пишет. Причем, меняется религия исключительно по желанию господа. Знаменательно то, что в изменении религии большая роль им отводится ученым: именно с помощью ученых Бог обновляет свою религию – таково мнение Мирзы Али. В то же время в признании необходимости обновления веры в каждую эпоху заключается, хоть и в нераскрытой форме, мысль, что в этой вере что-то изжило себя, перестало отвечать требованиям времени. Это был, пусть и скрытый, но критицизм, выход на реформистские поиски путей обновления.

При анализе религиозно-мистических стихов Мирзы Али нельзя не обратить внимание на характерную особенность этих стихов – на постоянное подчеркивание автором своего ничтожества перед господом. Признания в слабости, греховности – традиционный прием. Греховные поступки, по мнению ал-Ахты, человек совершает только лишь потому, что силы воли, которой его наградил Всевышний, недостаточно, чтобы противостоять соблазнам жизни. Бейты, содержащие обращенные к Богу просьбы простить раскаявшегося раба, обязательно входят в религиозные панегирики Мирзы Али. При этом поэт нисколько не сомневается в том, что «раскаявшийся раб» будет прощен.

По мнению поэта, глубокая и беззаветная любовь к Всевышнему дается не всем: она – удел лишь тех, кто неукоснительно следует предписаниям мусульманской религии. Мирза Али, таким образом, придает исключительное значение шариату – первой ступени, согласно суфийской теории, ведущей к Всевышнему.

Религиозный панегирик предусматривает наличие в качестве необходимой части в своем составе бейтов, содержащих различные советы и призывы. Мирза Али в своем творчестве широко использует этот прием. Наставления и обращения ал-Ахты должны были способствовать воспитанию мудрого, совершенного, высоконравственного человека.

В арабской панегирической поэзии, как известно, существовали определенные типы восхваляемого: это был либо борец за «истинную веру», либо знатный вельможа, покровительствующий поэтам, либо доблестный полководец.

Поборник «религии Мухаммеда», защитник своего народа, горячо любимый подданными, – таков образ хана в панегириках Мирзы Али. Этот образ создан по тип мудрого и справедливого правителя из арабской классической поэзии.

Литература на арабском языке в Дагестане в период движения горцев против царской России вступает в новую фазу своего развития. И хотя на этой стадии религиозная тематика в ней не отступает полностью, все же в творчестве поэтов начинает явственно звучать голос живой действительности: основным объектом отражения становятся происходящие вокруг события исторической важности.

Арабоязычные ученые в это время четко разделяются на два лагеря: на сторонников имамов и возглавляемого ими движения и противников этого движения. Образовавшиеся два лагеря, придерживаясь совершенно противоположных взглядов на вопрос о политическом положении своей страны, обнаруживают полное согласие во взгляде на ту роль, которую сможет сыграть литература в происходившей борьбе: обе стороны воспринимают художественное слово как силу, способную в какой-то мере повлиять на ход событий, участниками которых очень часто являются и сами. Поэты все чаще используют в своем творчестве такие формы классической арабской поэзии, которые ранее не привлекали их внимания. В первую очередь это касается шаква (поэзия жалоб) и накаид (взаимопоносительные стихи).

Полемический характер поэзии Имамата сделал особо популярным среди поэтов накаид. В стихах поэтов эпохи массовых выступлений горцев против жестокостей царского режима, установленного на Кавказе, этот жанр достиг своего высшего расцвета. Дагестанские поэты отдавали предпочтение накаид как жанру, наиболее подходящему характеру их литературы, в котором «с самого начала наметилось решительное размежевание на два враждебных направления» (И.Ю. Крачковский).

Мирза Али относился к числу противников движения горцев против России. Целый ряд причин обусловил неприятие этого движения: он, будучи кадием, возглавлял большое административно-хозяйственное объединение, которое вело выгодную для себя торговлю с Россией (экономические соображения); мюридизм, ставший идеологическим знаменем выступивших горцев, с одной стороны, обосновывал необходимость отстаивать свою свободу, с другой, способствовал замкнутости горцев, враждебности их ко всему европейскому. Мирза Али отнесся к русскому влиянию более доверчиво и открыто, должно быть, во многом интуитивно понял, что это влияние носит в себе немало и положительных моментов.

Как активный противник вооруженной борьбы, Мирза Али попал в плен к Шамилю. В плену у имама он создал целый цикл стихов в жанре шаква. Традиционные мотивы арабского шаква: жалобы на жестокости судьбы, бедность, одиночество, наступление старости, вероломство друзей и т. д. в его поэзии связываются с событиями, сопровождавшими массовые выступления горцев против царской России. Стихи в плену служили для Мирзы Али главным средством, при помощи которого он выражал свой протест против заточения.

Тюремные стихи ал-Ахты полны обвинений, адресованных его притеснителям, под которыми подразумевались не мюриды – рядовые участники движения горцев, а в первую очередь разбогатевшие и начавшие злоупотреблять своим положением наибы, установившие в Имамате режим деспотии. В своих шаква Мирза Али описывает наибов – представителей верхушки военно-теократического государства – как источник зла и множества несправедливостей, передает тот дух насилия и жестокости, который установился в Дагестане в этот период. Тяжелое положение, в котором он оказался, есть следствие тирании наибов.

Сборник стихов, составленный ал-Ахты в тюрьме, производил «неблагоприятное для властей имамата впечатление» (М. Гайдарбеков) и был поэтому отобран наибами. Однако стихи, которые вошли в этот сборник, были «переписаны и распространялись из рук в руки по всему Дагестану» (М. Гайдарбеков). Касыды Мирзы Али отражали общее настроение, установившееся к этому времени в Имамате, где народ, уже доведенный до крайности бесконечными репрессиями имамских наибов, видел в них (наибах), на которых так недавно возлагались надежды как на спасителей, настоящих тиранов.

Творчество Мирзы Али свидетельствует о мастерском владении им средневековым поэтическим каноном, техникой арабского  стиха и в то же время говорит о явном стремлении выйти за пределы канонизированных форм, желании наполнить эти формы «живым» содержанием. 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Лекция и задание по теме «Кияс Меджидов» для первых курсов ПД и ПСА на период с 20.05.2020 по 26.05.2020 г.