Арабская метрика (материал к ПЗ для студентов 3 к. ФВ)

Арабская метрика В VII веке у арабов сложилась наука о метрике («ильм аль-аруд»). Под термином «аруд» средневековые арабы подразумевали науку о различениях метров и правилах отделения правильных метров от неправильных. Иногда арабы понимали термин «ильм аль-аруд» более широко – как «ильм аш-шир», т. е. как науку об арабском стихосложении. В этом случае они включали в «ильм аль-аруд» не только законы метрического построения стиха (т. е. законы периодической повторяемости в стихе определенных элементарных групп ритмических долей), но и учение о рифме («ильм аль-кавафи»). Уже древние арабы создали и усовершенствовали на протяжении многих поколений свою собственную просодию (стиховедение; учение о соотношении слогов в стихе, пауз, интонаций, ударений и др.). За полторы сотни лет до возникновения ислама они сочиняли и декламировали поэмы-песни по им известным правилам, которые впоследствии без существенных изменений сохранялись на протяжении всего средневековья. Основателем науки о метрике считается филолог аль-Халиль (ум. в Басре в 791 г.). В своём труде «Книга об аруде» он впервые проанализировал структуру арабского стиха, определил различные размеры и дал им те наименования, под которыми они известны и поныне. Есть много версий по поводу этимологии термина «аруд». Наиболее убедительной представляется версия Э.В. Лейн, сближающий первоначальное значение слова «аруд» – опорный кол среди бедуинского шатра, являющийся основой и опорой всего сооружения, – с тем смыслом, какой слово приобрело в метрике, обозначая последнюю стопу в первом полустишии первого стиха, которая определяет структуру и рифму всего стихотворения. Аруд основан на использовании фонетических особенностей арабского языка – наличии в нём долгих и кратких гласных звуков. Согласно аруду, стих образуется определённым чередованием слогов неодинаковой долготы. Известная совокупность кратких и долгих слогов составляет стопу, сочетание двух или трёх стоп образует полустишие, а два полустишия с обязательной цезурой посредине составляют стих – бейт. В зависимости от чередования долгих и кратких слогов арабская поэзия знает 16 стихотворных размеров. Некоторые филологи полагали, что размеры аруда выработались у кочевников, напевавших в такт движения верхового животного. Так, М. Хартманн, говоря о происхождении арабских поэтических размеров, высказал предположение, что они явились результатом бессознательной ритмической имитации постоянно повторяющихся с одинаковыми интервалами звуков, которые возникают при движении верхового верблюда. В подражание мерному шагу верблюда ритм складывался из чередования ударных и неударных слогов. Арабская классическая просодия была системой квантитативно-ударной, основанной на сложном соотношении длительности слогов и словесных ударений. В арабском стихе не только продолжительность звука образует ритмическую основу стоп и поэтических размеров – в его образовании также важную роль играет ударение, или, если применить музыковедческий термин, чередование сильных и слабых (нейтральных) долей. В арабской поэзии преобладают «восходящие» ритмы, т. е. ритмы, когда за коротким слогом следует долгий, или, другими словами, за нейтральной долей следует ударная. Наиболее употребительными метрами арабской поэзии в средние века были тавиль («долгий»), басит («расширенный»), камиль («полный», или «совершенный»), рамаль («бегущий»), хафиф («легкий»), мутакариб («семенящий»), вафир («крупный», «изобильный»). С небольшой натяжкой в этих терминах можно найти отголоски различных верховых аллюров. В доисламский период поэты всем другим размерам предпочитали торжественные и немного тяжеловесные тавиль и басит. В арабском стихотворении рифма (кафия) остается единой на протяжении всего произведения. Поэтому арабские стихотворения иногда именуются по их рифме, например, «лямия» – стихотворение, все стихи которого оканчиваются на согласную «лям», «нуния» – на «нун» и т. д.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Лекция и задание по теме «Кияс Меджидов» для первых курсов ПД и ПСА на период с 20.05.2020 по 26.05.2020 г.