Материал для 4 к. РДО ФФ. П/з Фазу Алиева (1 часть)
Вехи жизненного и творческого пути Фазу Алиевой
Народная поэтесса Дагестана Фазу Гамзатовна Алиева родилась в декабре 1932 года в маленьком ауле Гиничутль Хунзахского района. Рано лишилась отца. Училась в Аранинской средней школе. После её окончания работала учительницей.
Любовь к поэзии у Фазу Гамзатовны появилась очень рано, писать начала еще будучи школьницей. Любознательную девочку удивляло все: сказочные водопады на Хунзахском плато, величественные горы с вечными снегами, альпийские луга, глубокие ущелья, а самое главное – мудрость и щедрость людей, живущих высоко в горах, их жизнелюбие и человечность.
Став студенткой педагогического института, она впоследствии перевелась в Литературный институт им. М.Горького в Москве и успешно закончила его. В столице Фазу по-настоящему сумела постичь тайны поэтического слова, глубоко изучила русскую и мировую литературу. Её учителями были известные поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов и другие, которым поэтесса осталась благодарна на всю жизнь.
Во время учебы Фазу Гамзатовна навсегда связала свою судьбу с писателем Мусой Магомедовым. Затем они оба стали народными писателями Дагестана и внесли достойный вклад в развитие национальной литературы. Многие их произведения носят автобиографический характер, им присущи такие качества, как лиризм, задушевность, поэтичность, романтическая приподнятость и одухотворенность.
После учебы Фазу некоторое время работала редактором в Дагучпедгизе. Любовь к труду, организаторский талант, высокая требовательность к себе и другим позволили ей стать главным редактором журнала «Женщина Дагестана».
Фазу Алиева – писательница разностороннего таланта, она выпустила более сорока книг: светлые стихи, увлекательные поэмы, повести и романы. Поэма «Восемнадцатая весна», «Орлы слетают с гор», «Вечный огонь», «Восхождение» составляют как бы единую эпопею о силе характера горцев, красоте их внутреннего мира. В них автор стремится постичь истоки подвига, раскрыть его духовную основу:
Для многих её произведений характерна идея преемственности человеческих знаний. Мысль о жизненности добрых обычаев воплощена в образах хлеба, домашнего очага, предметах быта, родном языке.
Держу в руке кусочек хлеба,
Он мягче пуха, ярче дня, –
Сошлись в нем и земля и небо,
Он слов понятней для меня.
В произведениях Ф. Алиевой очень часто встречается образ матери. Это самый близкий ей образ, ибо поэтесса смотрит на мир глазами любящей матери с радостью, нежной заботой, любовью и верой. Она умеет опоэтизировать самое будничное, в простом найти что-то интересное, необычайное.
«Тема стойкости, смелости, верности в дружбе, – пишет Ф. Алиева, – всегда была одной из самых главных в моих книгах. Практически мне никогда не приходилось придумывать образы моих героев. Материал для творчества мне дают реальные события. Судьба живых людей становятся судьбами моих литературных героев. Само собой разумеется, характер человека, его лучшие качества проявляются не только и не столько в трудные и даже критические моменты жизни, сколько в обычной, зачастую ничем особенным не примечательной жизни. Но именно в этой привычной всем нам обыденности формируется тот характер, который вызывает наше восхищение в минуты серьезных испытаний»17.
Тема патриотизма, смелости и стойкости разработана в поэмах «Восемнадцатая весна», «Вечный огонь», «Гора не боится града», «Орлы слетают с гор».
Эти поэмы являются сугубо реалистическими произведениями, в них автор стремится постичь истоки подвига, раскрыть его духовную основу. Но есть в творчестве Ф. Алиевой произведения, написанные в чисто сказочной, условной манере. Символика, фантастика, гротеск составляют основу образного обобщения, например «Легенды о прекрасной Захрат», в которой создан образ воительницы – горянки, ставшей во главе защитников Родины.
Поэма «Гора не боится града» построена на смелой аллегории. Это взволнованный рассказ солдата Шапи из страны бессмертия, обращенный к молодому поколению нашего времени. Шапи ушел из жизни во имя живых, выполнив свой долг перед Родиной, но он живет в веках и своим бессмертием зовет молодежь на подвиги и в мирные дни, и в дни тяжелых испытаний, выпадающих на долю народа.
До войны Шапи был «оживителем скал», потомственным каменотесом. Предки завещали ему трудиться на благо народа. На скрижалях камней он читал письмена, начертанные его предками. Они гласили: «Все тленно, только мужество бессмертно и в мирный час, и в час, когда война…Нет ничего щедрей родимой почвы, каков твой корень, таковы плоды».
«Гора не боится града» написана в форме монолога, но поэме свойствен полифонический характер, в ней сливаются различные голоса, говорящие друг с другом. Соединение монологичности с многоголосием создает своеобразие поэтического текста.
Положительную оценку получили многоплановые романы «Судьба», «Комок земли ветер не унесет», «Родовой герб», «Родники рождаются в горах», «Роса выпадает на каждую травинку» и другие. Они сложны по композиции, по психологической разработке характеров, написаны в возвышенно-романтическом стиле, повествуют о судьбах женщин гор, преодолевших огромные трудности и нашедших свое счастье. Язык Ф.Алиевой метафоричен, изобилует афоризмами, изречениями.
Большое место в прозаических произведениях писательницы занимают воспоминания. Прошлое не умирает. Жизнь только оттесняет их в самый потаенный уголок сердца и памяти». А это из романа «Родники рождаются в горах».
Фазу Алиева больше всего на свете ценит память, она старается помнить все, ибо потеря памяти – это потеря человеческой сути. Равнодушие к природе и памяти предков приводит к бесчеловечности. Поэтому, наверное, проблема памяти и правды очень остро стоит во всей современной литературе. С решением этой проблемы во многом связано и использование писателями фольклорных средств изображения, возвращение к художественному опыту многих поколений.
Почти как сказка написана новелла Алиевой «Сад Марии», в которой рассказывается о русской девушке, сумевшей, преодолев невообразимые трудности, посадить на Хунзахском плато фруктовый сад… Марии не суждено было попробовать плодов из этого сада: она погибла, защищая Родину.
В поэмах Ф. Алиевой важную роль играет повествовательный сюжет. «И само обращение Алиевой к прозе, – пишет критик Олег Добровольский, – её романы в новеллах воспринимаются как стремление более полно и глубоко запечатлеть настоящее и прошлое своего народа»18.
Над своими романами в новеллах, составившими своеобразную трилогию, писательница работала длительное время. Опубликованные в 1970-е годы романы «Роса выпадает на каждую травинку», «Корзина спелой вишни» и «Восьмой понедельник» привлекли внимание читателей и критики необычайной искренностью и лиризмом. Новеллы объединены фигурой автора-рассказчика, которая способствует развитию сюжета.
И поистине любовь рождает отвагу, как мы видим это в новелле о самоотверженной Кумсият, дочери бедняка Муссы, которая горячо любит пастуха Османа. Отец не хочет отдать дочь за пастуха, потому что тот не может заплатить за неё даже маленький калым. И Кумсият с риском для жизни по ночам поднимается на высокую скалу за медом диких пчел, для того чтобы вырученные от его продажи деньги передать Осману: тогда юноша сможет жениться на ней.
Судьбы многих героев произведений Фазу Алиевой трагичны. Совершая подвиги ради близких, многие из них погибают.
«Законы гор» – это не толстые книги… Это последняя искорка огня, которую одна мозолистая рука передаст другой. Это свадьба, на которую приглашается весь аул…
Переводчик поэмы «Восемнадцатая весна» на русский язык писатель Владимир Туркин писал: «Когда я познакомился с подстрочником поэмы «Восемнадцатая весна», которую мне предстояло переводить, Фазу Алиева сказала:
– Тут есть целые страницы, которые я писала не чернилами, а карандашом.
– Почему карандашом? – спросил я.
Потому что начала писать чернилами, а слезы льются и льются, и все на бумаге расползается. Я и взяла карандаш.
– Я понял позднее, что это были строки, написанные о гибели Ахмеда Абдулмажидова, и строки признания юного девичьего сердца – монолог любви над невидимой могилой солдата… Так пишет настоящий поэт – поэт, способный пережить искренне, со всей трепетностью сердца и смерть и беду незнакомого человека и разделить восторженную радость с другими»19.
В 1990-х годах вышли книги Ф. Алиевой «Два персика», «Листопад», «Дагестанские тосты», «Знак огня», «Излом», а также собрание сочинений в трех томах на русском языке.
Родная страна, люди труда, их дела стали центральной темой её творчества. Поэтическое кредо Ф. Алиевой – стихом, песней славить труд, помогать людям строить и жить. Мысли и думы поэтессы тесно связаны с Родиной, её произведениях люди различных национальностей, разных профессий. Но больше всех она любит тружеников, которые живут и работают на земле. Примером этому может послужить стихотворение «Песня пахаря», в котором высокохудожественно опоэтизирован труд землепашца.
Комментарии
Отправить комментарий