Материал для 4 к. РДО ФФ. П/з Фазу Алиева (2 часть)

Из статьи Маризы Магомедовой (научного сотрудника ИЯЛИ ДФИЦ РАН) Фазу Алиева «Крупность поэта состоит в том, что его нельзя вынуть из истории, потому что он сам и есть история – часть ее» Ев. Евтушенко Народный поэт Дагестана, прозаик, публицист, общественный деятель Фазу Гамзатовна Алиева родилась 5 декабря 1932 г. в селении Геничутль Хунзахского района Дагестанской АССР. Ребенком она была смышленым, росла любознательной, восторженно-романтичной, жадной до чтения девочкой. Обладала великолепной памятью. Не питая особую любовь к естественным дисциплинам, преуспевала по гуманитарным наукам. Кроме школьных уроков, много читала аварских классиков, особенно любила Г. Цадасу, М. Абакарова, М. Лермонтова, А. Пушкина. С самого раннего детства наизусть рассказывала произведения дагестанских и русских классиков, назмы, турки, мавлиды (духовную литературу), и немалого объема. Благодаря мудрой бабушке познала народную мудрость, фольклор, традиции, этикет горцев. Безмерная любовь к чтению литературы и знание произведений классиков наизусть выгодно отличали и выделяли ее среди сверстниц. Редкое мероприятие в школе проходило без декламаций Фазу. Чаще всего это были произведения патриотического содержания. Стихи начала сочинять еще в школе. Они были опубликованы в стенной газете и республиканской газете «Красное знамя». За годы учебы в Аранинской школе Фазу уже была известна как «наш местный поэт!» После окончания Аранинской средней школы она работает учительницей (1950 – 1954 гг.) в родном селе. Позже поступает в Дагестанский женский педагогический институ¬т (1954 – 1955 гг.). В тот же период отправляет свои подстрочники в Московский Литературный институт им. А.М. Горького и, получив приглашение, поступает на учебу в литературный институт (1955 г.), по окончании которого в 1962 г. работает редактором Дагестанского издатель¬ства учебно-педагогической литературы. 1961 год становится знаменательным для поэта – она принята в члены Союза писателей СССР. В 1971 г. становится главным редактором журнала «Женщина Дагестана», а в 1994 – председателем впервые открывшегося в Дагестане «Союза женщин Республики Дагестан». На двух последних должностях Фазу Гамзатовна работает до ухода из жизни (2015 г.). Кроме того, Фазу Гамзатовна избиралась депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР четырех созывов и в течение 15 лет была заместителем председателя Верховно¬го Совета Дагестана. Являлась членом Общественной палаты России (до 2006 года). В 1971 г. была избрана председателем Даге¬станского Комитета защиты мира и после преобразования ведомства председателем Дагестанского отделения Совет¬ского Фонда Мира. Была избрана членом Всемирного Совета Мира (высший орган международного Всемирного движения мира). В 1969 году она получает звание «Народный поэт Дагестана». *** Литературу народов Дагестана и России XX – нач. XXI в. невозможно представить без имени Фазу Алиевой. Она вошла в историю России всей сутью поэтического и личностного существования. Ее произведения заняли крепкое место в ряду достижений художественной культуры России. К творчеству Ф. Алиевой однозначно можно применить выражение классика русской литературы А. Блока: «У поэта нет биографии, у него есть только судьба. И судьба поэта – судьба его Родины» [17, с. 30], так как творческая судьба Ф. Алиевой стала прямым отражением исторической судьбы России. Время творчества Фазу Алиевой приходится на период коренных перемен в социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни народов России. Все пережитое народом в эпоху кардинальных социально-политических перемен в стране едино и цельно отражалось в творчестве Ф. Алиевой. «О, стали пламенем в груди моей Все слезы матерей и дочерей, Весь холод – голод горского жилища, И всей войны пустое пепелище. Ах, уведи туда, где сердца жар Был обращен в живительное средство, – Где, потеряв безоблачное детство, Я обрела поэта тяжкий дар» [8, с. 134], – напишет поэт в одном из своих стихотворений. Не случайно поэт говорит: «… потеряв безоблачное детство, я обрела поэта тяжкий дар», так как самые сильные впечатления на сердце маленькой Фазу отпечатываются еще в первом классе, когда учитель рассказывал о герое Отечественной войны, о том, как его зверски мучили фашисты и каким преданным он оставался Родине. Под впечатлением услышанного она напишет свое первое патриотическое стихотворение «Привет тебе, герой, от пионеров гор!» Оно было напечатано в стенной газете школы рядом со стихотворением Р. Гамзатова «Моя клятва». Второе стихотворение, посвященное теме мира – «Знамя мира», было опубликовано в республиканской газете «Красное знамя». К первым стихам относится и стихотворение «Родина», которое, по словам поэта, было услышано в разных уголках нашей страны и во многих странах мира, куда она выезжала в составе творческой делегации Советского Союза или же по работе Комитета мира. Стихи о Родине имели огромный успех среди читателей, слушатели часто просили повторить декламацию и на родном аварском языке. Расцвет творчества Ф. Алиевой пришелся на шестидесятые годы, когда еще живы были в памяти народа отзвуки войны, боль войны не утихала в их сердцах, когда слово «родина» звучало на устах с особым чувством святости и гордости. Сами участники боевых событий тоже были живы как живые образцы для новых произведений Фазу. Она знала наизусть очень много патриотических произведений, так как питала особую осознанную любовь к Родине: «Я любила Родину не "странною любовью", а вполне осознанно за мужество ее народа, прежде всего, за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны» [5, с. 7]. По мере расцвета творчества остро пережитое с раннего детства складывалось в поэтические образы в разных художественных формах. Несомненно, ее выступления вызывали особенно восторженный отклик у читателей; стихи становились весомыми, горячо ценимыми. Постепенно расширяются границы и масштаб художественных произведений Ф. Алиевой, их проблемно-тематический и жанровый диапазон, крепнет поэтическое мастерство. Этому способствовали не только начитанность, знание народной мудрости, горского этикета, культуры, фольклора народа, которые она мастерски использовала в своих произведениях как базовые основы, но и знание мировой литературы. Литературный институт, где училась Ф. Алиева, знакомство с известными писателями, литературоведами, профессорами, переводчиками, такими, как М. Озеров, В. Дынник, М. Светлов, И. Лиснянская, С. Северцев, понимание мировой литературы, расширили её кругозор, дали глубокие и всесторонние знания, обогатили границы творчества. Начиная с малых стихотворных форм до крупных полотен – романов, тема мужества и любви к Родине становится одной из главных в её творчестве. Иначе и быть не могло, как говорила писательница, так как самые горькие и яркие впечатления о мире у нее сложились в детстве, которое совпало с войной. В пять лет она лишилась отца, потом грянула война. Вместе с сельчанами делила горе и беды военного тыла. В равной доле впитала в поэтическое сердце «голод и холод горского жилища». «Я девочкой в дальнем ауле росла, Когда про войну услыхала, Когда по горам пронеслась эта весть, Как тяжкий рокот обвала» [4, с. 81]. «Я много писала о войне, но гораздо больше осталось ненаписанного. … Осознание того, какую цену за это заплатили страна, народ, останется со мной на всю мою жизнь» [6, с. 153], – признается она людям не раз. Эту закономерность творчества Ф. Алиевой замечает проф. А.М. Вагидов: «Личный опыт Ф. Алиевой – это опыт человека, чье детство совпало с войной. Тема войны в творчестве аварской поэтессы занимает ведущее место. Она, эта тема, превалирует и в прозе, и в поэзии Ф. Алиевой. Морально-этические проблемы, проблемы бытия человека ставятся ею в произведениях на тему войны. При их художественно-образном воплощении автор нередко находит и оригинальные эстетические подходы» [11, с. 6]. Несомненно, военно-патриотическая тема была не единственной, чему посвящала свой порыв и талант Фазу Алиева. Родная природа, родники и горы, горцы и горянки, образ матери и любимого, воспевание лучших черт народа – это были основные лейтмотивы творчества. Но особое внимание поэта обращено теме мужества и материнской любви. В этом она открыто признается: «Мужество, как высшее человеческое качество, стало предметом моего восхищения. Оно заставило звенеть струны моего сердца, высекая оттуда собственные слова, воспевающие это мужество» [5, с. 8]. «Любовь и мужество – два крыла, две вершины, два океана моего творчества. Именно эти крылья позвали меня в путь, к восхождению, к воспеванию подвигов советского народа» [5, с. 7]. Среди книг, получивших широкую популярность на военную тематику, можно перечислить лирические сборники «Выбор», «Память», «Вечное эхо», «Живые легенды», «Клятва», «Письмо в бессмертие», «Вечный огонь»; прозаические книги «И пушки гремели, и музы не молчали», «Излом», «Генерал по чину, солдат по – долгу». Раскрытие темы – это не поток эмоций и чувствований лирической героини, а конкретные и взятые из жизни факты и явления, образы, каждый из которых имел своего прототипа или реально существующего героя. Многим произведениям, написанным на военно-патриотическую тему, предшествовали поездки автора на места событий. Ф. Алиева встречалась и выступала перед многотысячной читательской аудиторией как в России, так и за рубежом. Поездки в горячие точки, посещение военных музеев Советского Союза, архивов, мест боевых событий, встречи с участниками сражений, курсантами различных дивизий, служащими Советской Армии в разных частях и дивизиях закладывали крепкую основу и давали заряд для создания новых произведений, обеспечивали творческое вдохновение и новый импульс, углубляли мировидение, обогащали произведения живыми фактами, хроникой, новыми источниками. О том, как складывались эти произведения, Ф. Алиева делится с читателями: «Я много ездила по нашей стране и социалистическим странам, выступала перед воинами. Восемь раз возлагала цветы в память о погибших в лагерях Освенцима, Бухенвальда, Майданека», и «в результате пережитой жгучей боли родилась поэма "Красные жаворонки", посвящённая памяти погибшим в немецких концлагерях» [6, с. 9]. Все увиденное, осознанное кипело внутри так, что стихи и поэмы «…хлынули из меня, как полноводная река» [5, с. 8]. Сначала они выходили отдельными публикациями в различных журналах и газетах, позже складывались в новые сборники и книги. С чувством не до конца выполненного поэтического и гражданского долга к очередному юбилею Победы она создавала новые произведения на эту тему. Если не книга, то поэмы, если не поэмы, то стихи, или же очерки, публикации в центральных или республиканских журналах и газетах. К такому ряду относится книга «Вечный огонь» (2005 г., издана к 60-летию Победы). Он состоит из тринадцати избранных поэм о войне. Конечная цель книги автору видится в человеческой памяти, чтобы потомки помнили своих героев, знали через что проходили их предки ради будущей мирной жизни. Также к 65-летию Великой Победы издается книга «И пушки гремели, и музы не молчали (1945 – 2010)». Это книга-исповедь об участниках войны, фронта и тыла, проникновенный рассказ об исторических личностях, поэтах и писателях Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и в наше время; очерки разного плана, объединенные одной темой – мужества и героизма. Как отмечает М. Ахмедов в предисловии, эта книга – «героическая летопись войны и дневник памяти народной» [5, с. 18], дань памяти ветеранам и патриотам, защитникам и блюстителям чести. Каждый очерк или рассказ, включенный в книгу, посвящен героям, которые сами стали историей страны. В их числе – очерки о К. Симонове, Е. Евтушенко, М. Светлове, А. Суркове, О. Берггольц, Ю. Друниной, А. Твардовском, маршале В. Чуйкове, Г. Цадасе, М. Абакарове, К. Кулиеве, М.Г. Гамзатове, О.М. Муртазалиеве, М.Г. Гайдарбекове, М.М. Джамбулатове. Также рассказы – «Храня живую связь времен», «Женщины войны», «Отдай мою маму», «Любить и защищать», поэма-оратория «Хатынь» и др. Очерки, поэмы, статьи, рассказы, из которых состоит книга, воссоздают в сознании читателей силу и образ духа советских людей. Как живые памятники в один художественный ряд становятся яркие личности прошлого – реальные герои, на примере которых, как говорит поэт, можно научиться «выполнять свой человеческий долг перед человечеством» [6, с. 7]. «Бессмертен подвиг солдата, давшего нам мирное небо над головой, и также бессмертен подвиг поэта, создавшего памятники мужества, верности, патриотизма и любви» [6, с. 65], – подчеркивает Ф. Алиева основную мысль и идею создания книги. Какому из долгов перед Родиной больше отдавала предпочтение Ф. Алиева и/или в какой стезе смогла реализоваться больше и полней – творческой, общественной, гражданственной, человеческой, материнской, дочерней – судить сложно. На вопрос, часто задаваемый Ф. Алиевой журналистами: «Когда вы все успеваете?!», был ответ: «Надо очень и очень любить себя и свою Родину!». Прослеживая жизненный и творческий путь такой «неординарной личности», как Фазу, можно увидеть, что во всех ипостасях она успевала все – быть плодотворным прозаиком, выезжать в командировки, выступать перед слушателями и почитателями таланта, работать председателем «Союза женщина Дагестана», руководить журналом «Женщина Дагестана», быть матерью четырех сыновей, женой известного писателя, депутатом Верховного Совета (4-х созывов), возглавлять Дагестанский комитет Защиты мира, быть членом Всемирного совета мира и писать прекрасные стихи. Первый поэтический сборник поэта «Голубая дорога» [3] выходит в Москве в 1959 г. (издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»). Последний (при жизни) – «А помнишь, мама!..» – в 2015 году. Более чем полувековая (1959 – 2015 гг.) творческая деятельность поэта дала народу больше ста поэтических и прозаических книг. Книги ее печатаются в самых известных и престижных издательствах Советского Союза – «Воениздат», «Молодая гвардия», «Советская Россия», «Советский писатель», «Правда», «Художественная литература», «Детская литература», «Малыш»; в приложениях всесоюзных журналов – «Известия», «Огонек», «Крокодил», «Дружба народов», «Смена», «Москва». Один этот факт уже говорит о признании ее таланта. Переводили и издавали ее произведения на разных языках мира. По произведениям ставили и ставятся новые теле- и радиоспектакли, которые вошли в «Золотую коллекцию радиоспектаклей и аудиокниг». В «Доме поэзии» Республики Дагестан ставятся новые спектакли «Я родилась зимой», «Взорванный ад». В свое время трилогия «Роса выпадает на каждую травинку», «Сто пятьдесят семь косичек невесты» и рассказы о горянках несколько раз по просьбам слушателей были прочитаны на радио Польши, Чехословакии. Подкасты книги «Табуны» можно слушать и сегодня по дагестанскому радио «Ватан». Статьи и очерки о Ф. Алиевой писали в центральной прессе Советского Союза, в самых разных частях страны, начиная с районных и республиканских газет и журналов и заканчивая самой Северной газетой «Маяк Арктики». В составе творческой делегации советских писателей и делегации Комитета защиты мира она объездила многие страны. В разных уголках Советского Союза и нынешней России, в зарубежных странах периодически проходили вечера ее поэзии. О вечерах поэзии Ф. Алиевой, проведенных в Польше, Мадагаскаре, Китае и др., писали очерки и статьи в центральной и республиканской прессе. *** Признанные сборники и книги В советский период получили особое признание прозаические книги: «Судьба» (1966), «Комок земли ветер не унесет» (1967), «Родовой герб» (1970), «Родники рождаются в горах» (1971), «Роса выпадает на каждую травинку» (1973), «Орел точит клюв о камень» (1974), «Корзина спелой вишни» (1975), «Восьмой понедельник» (1978), «День добра» (1980), «Когда взрослеют сыновья» (1984), «Два персика» (1985) и др. После распада Союза выходят книги – «Краса ветвей зависит от корней» (1997), «Излом» (1998), «Не прерванный полет» (2001), «Таинственное свечение» (2003), «Генерал по чину, солдат по зову» (2006), «Табуны» (2007), «И пушки гремели, и музы не молчали» (2010), «Цена добра» (2012), «А помнишь, мама!..» (2015). Среди поэтических сборников большими тиражами вышли: «Голубая дорога» (1959), «Родное село» (1959), «Радугу раздаю» (1963), «Резьба на камне» (1966), «Закон гор» (1977), «Разговор с Отчизной» (1969), «Восемнадцатая весна» (1967), «Живые легенды» (1970), «Книга моей любви» (1975), «Выбор» (1976), «Когда радость в доме» (1979), «Избранное» в 2 т. (1980), «Свой почерк» (1988), «Дождь радости» (1971), «Память» (1983), «Звезда судьбы моей» (1989), «Тепло дыхания» (1994), «Дагестанские тосты» (1994), «Глаза добра» (1983), поэмы «Тавакал, или Отчего седеют мужчины» (1988), «Знак огня» (1998), «Сабру, или Отчего седеют женщины» (2007), «Талисман» (2002), «Белый платок матери» (2011), «Рай под ногами матерей» (2014) и многие другие. *** Тиражи книг Необходимо отметить, что тиражи ее книг были довольно внушительными. К примеру, в Москве в издательстве «Малыш» детская книжка «Настоящий мужчина» (1967) вышла тиражом в пять миллионов, «Асият и солнечные бусы» (1985) – 150 тысяч экземпляров. С распадом Советского Союза тиражи сборников начали падать по всей стране. Тем не менее, книги Ф. Алиевой выдерживали тиражи в 2 тыс., 1 тыс. экземпляров. Среди них «Краса ветвей зависит от корней» (1997), «Излом» (1998), «Не прерванный полет» (2001), «Таинственное свечение» (2003), «Генерал по чину, солдат по зову» (2006)). В советский период центральные издания Москвы печатали книги Ф. Алиевой внушительным тиражом. Для наглядности, первый сборник «Голубая дорога» (1959 г.) имел тираж 5 тысяч экземпляров. «Закон гор» (1969) – 10 тысяч экземпляров, «Память» (1983) – 25 тысяч, «Я люблю» (1980) – 10 тысяч, «Фазу Алиева: избранные» (1980) – 50 тысяч, переизданные в 1994 году «Дагестанские тосты» вышли тиражом 2 тыс. экземпляров, «Четыре знака» (1985) – 50 тысяч. Одна из последних прозаических книг – «Цена добра» (2012) имела тираж 1000 экземпляров. Многие книги Ф. Алиевой на сегодняшний день стали библиографической редкостью, также и прозаические книги находятся в дефиците у читательской аудитории. *** Общественная палата России и Комитет мира Сложно писать кратко о такой плодотворной и многогранной личности, как Фазу Алиева, о той работе, что она выполняла по долгу службы и занимаемым должностям. Общественная палата России – еще одна «государственно-политическая» статья в судьбе поэта, о работе которой мало известно широкому кругу читателей. Мы ограничимся словами поэта: «Общественная палата России – независимый социальный институт, призванный выражать интересы общества и контролировать власть. За время своей работы в Общественной палате я участвовала в корректировке 65 законопроектов, вмешивалась в громкие, резонансные дела. Образно, ее можно назвать "добрым кулаком", защищающим интересы простых людей. Я работала в комиссии по культуре, и хочу сказать, что не была на второстепенных ролях. Я активно выступала, вносила свои предложения. Именно я подняла вопрос о повышении заработной платы работникам библиотек: "Как же так, книги – это кладезь духовной культуры человечества. А люди, оберегающие такое сокровище, получают такие мизерные деньги!"» [10, с. 3] Деятельность в Комитете мира (позже в Фонде мира) – отдельная статья в биографии поэта. Возглавляя «Дагестанский Комитет защиты мира», с миротворческой миссией Фазу Алиева объездила не только Советский Союз, но и различные страны мира, принимала участие в конференциях, форумах, съездах, посещала места боевых событий, города-герои. Не раз побывала на Мамаевом Кургане, в Украине, Белоруссии, Литве, Новосибирске, Ленинграде, Сталинграде. Позднее – вопреки уговорам, предостережениям родных и близких, в самый разгар боевых действий летит в Афганистан, чтобы поддержать ребят, напомнить о Родине, читать им стихи, подарить материнское тепло. Шесть раз побывала в польском селе Грушко, восемь раз – в лагерях Освенцима, Бухенвальда, Майданека. Встречалась с участниками Великой Отечественной войны, с ветеранами различных войн, с женщинами-фронтовиками (летчицами, зенитчицами). Месяцами работала в архивах, музеях, библиотеках, одновременно собирая материал на тему войны. Выступала во многих частях и военных училищах Советского Союза, неоднократно – в прославленных в Союзе Кантемировской и Таманской дивизиях. С делегациями Советского Комитета защиты мира побывала в Америке, Англии, Франции, Чехословакии, Австралии, Бразилии, Аргентине, Малайзии, Сингапуре, в Индии, Китае, Бельгии, Голландии, Швейцарии, во Вьетнаме, Филиппинах. И везде достойно представляла свой край. Автор документальных кинофильмов о Дагестане Мира Тимофеева тонко подмечает эту миссию Фазу-миротворца: «Фазу как ураган торнадо, летала по миру. …По-восточному яркая, с блестящими иссиня-черными волосами, в изысканных кольцах и серебряном инкрустированном поясе, в сочетании с веселостью нрава она производила фурор» [16, с. 94–96]. И после каждой поездки писала яркие творческие отчеты, очерки об этих странах, рождались новые стихи, поэмы, которые печатались во всесоюзных журналах и газетах, таких как «Правда», «Огонек». К месту будет сказано, что публицистика Ф. Алиевой остается в тени ее крупных романов и лирических сборников. Тем не менее, количество разного характера статей, очерков, рецензий, отдельных публикаций на юбилейные мероприятия в стране, отчетов после командировок в разные страны велись. Эти материалы издавались в центральных изданиях Советского Союза, таких как «Правда», «Октябрь», «Советский воин», «Вечерний Ленинград», «Советская Россия», «Литературная газета», «Советская женщина», «Работница», «Собеседник», «Звезда», «Крестьянка», «Смена», «Власть» и во многих других. Также выходили публицистические материалы на национальных языках республики. Фазу писала свои произведения на аварском и русском языках, другие редакции национальных газет и журналов переводили их. В советский период после командировок и публикаций Фазу ее материалы всегда горячо обсуждались народом, становились резонансным событием. *** Несколько слов о переводах… Нужно сказать, что в советский период в стране работала целая плеяда опытных, квалифицированных переводчиков. Повезло с ними и Фазу Алиевой. Ее переводили такие известные переводчики, как Я. Серпин, И. Лиснянская, С. Северцев, Вл. Туркин, Л. Румарчук, Л. Щипахина, В. Михайлов, Ю. Левитский, Н. Полякова, О. Тушнова, Я. Серегина, И. Озерова, Б. Гайкович, Ю. Нейман, Е. Ильина, И. Курлата, Н. Яворский, Л. Миль, М. Ахмадова, Н. Шумакова. К сожалению, сегодня очень сложно найти хороших специалистов. Много лирических книг Фазу Алиевой, написанных после распада Советского Союза, остаются достоянием только аварского народа. Значительные лирические сборники ждут своего переводчика. Это «Бигъараб гIомо» («Спутанный клубок»), «ГIумрудал гъотIодаса пихъил чIегь» («Корзина с плодами от древа жизни»), «ЦIвакарал ганчIал» («Гладкие камни»), «Векьарухъанги ракьги» («Пахарь и земля»), «Эбелалъул хъахIаб шал» («Белый платок матери»), «Дун такрарлъиларо» («Я не повторюсь»). *** Награды и признание народа Как поэт и прозаик, общественный деятель и человек мира, Фазу Алиева внесла значительный вклад в развитие аварской, дагестанской и советской литературы, российской культуры, в дело сохранения государственной целостности России, укрепления мира между народами. Государство высоко оценило вклад Ф. Алиевой в литературу и общественную деятельность. Она награждена многочисленными грамотами, медалями и орденами, почетными званиями, отмечена литературными премиями. Признание народа сопровождало ее всю жизнь. Первым большим признанием ее таланта литературными кругами было участие в конкурсе, объявленном Союзом писателей Москвы и Литературным институтом им. Горького. Будучи студенткой литинститута, она получает литературную премию имени А. Грибоедова за стихотворение «Зоя Космодемьянская», которое она прочитала на первом курсе (за подстрочный перевод). Всего, по словам Ф. Алиевой, за годы ее учебы литературный институт имел двух стипендиатов: имени М. Горького получал Р. Рождественский, имени А. Грибоедова – Ф. Алиева. Такую же премию получал на старших курсах и Ев. Евтушенко. За поэму «Восемнадцатая весна», посвященную герою Советского Союза Ахмеду Абдулмеджидову, она получает республиканскую премию Дагестанской АССР имени Сулеймана Стальского (1968). За первый роман «Комок земли ветер не унесет» (вышедший в Москве в издательстве Молодая гвардия, 1967) удостаивается звания лауреата Всесоюзного литературного конкурса имени Н. Островского. К шестидесятилетию Советской Армии за цикл военно-патриотических стихов и поэм Ф. Алиевой присуждается премия Министерства обороны СССР (1979) – юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР». За заслуги в развитии национальной литературы и активную общественную деятельность награждена двумя орденами «Знак Почета», двумя орденами «Дружба Народов». Также отмечена золотой медалью Советского фонда мира, медалью «Борца за мир» Советского комитета защиты мира, юбилейной медалью Всемирного Совета мира, а также почетными наградами ряда зарубежных стран. Награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ДАССР, является кавалером ордена «За заслуги перед отечеством IV степени» (1998 г.). В 2015 г. Фазу Алиева награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Получала многочисленные медали, знаки дружбы бывших советских республик, премии от центральных журналов за успехи в литературной деятельности («Работница», «Знамя», «Крестьянка», «Советская женщина», «Огонек» и др.). Союз журналистов России отметил книгу Ф. Алиевой «Табуны» в 2005 г. «Золотым пером России». Фазу является первым человеком, кто получил вновь учрежденный орден «За заслуги перед Республикой Дагестан» в 2009 г. Перечислять награды Фазу Алиевой сложно, можно сказать, что заслуги поэта отмечены страной и общественностью по достоинству. Однако самыми дорогими сердцу поэта были ордена «Гордость России» и «Святого апостола Андрея Первозванного». Высшая общественная награда Российской Федерации «Гордость России» (2007) была Фазу Алиевой воспринята как самый большой подарок жизни, признание ее таланта, высшая оценка ее деятельности. В декабре 2002 г. в честь 80-летнего юбилея поэта президент страны В.В. Путин наградил Фазу Алиеву высшей государственной наградой страны орденом «Святого апостола Андрея Первозванного» за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и высокую гражданскую позицию. За триста лет существования ордена Фазу Алиева является единственной женщиной, получившей эту награду. *** Научное исследование, критика, творческие очерки Творчество Ф. Алиевой не обойдено вниманием исследователей. Оценке жизни и творчества посвящены диссертации, монографии, научные, научно-популярные, газетно-журнальные статьи. Пять диссертаций защищены по ее творчеству, из них три – непосредственно по произведениям Ф. Алиевой: Магомедгаджиева П.С. «Повести Фазу Алиевой 1960–1980-х годов» (2009), Сулейманова М.С. «Лирика Фазу Алиевой: Жанровое своеобразие и особенности поэтики» (2000), Джамалудинова Х.Г. «Жанрово-стилевые особенности трилогии Фазу Алиевой "Роса выпадает на каждую травинку"» (2012). Две диссертации содержат сопоставительный анализ: Хизриева П.Р. «Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы» (2005), Магомедова С.М.-А. «Концепт "женщина" в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой (лингвистический и лингвокультурный анализ)» (2016). Среди дагестанских ученых исследованием творчества Ф. Алиевой занимались Н. Капиева, З.Г. Казбекова, С.Х. Ахмедов, З.З. Гаджиева, З.К. Магомедова, М.С. Сулейманова, Ч.С. Юсупова, М.-Р. Усахов, А.М. Вагидов. Первое монографическое исследование по творчеству Ф. Алиевой принадлежит А.М. Вагидову – «Фазу Алиева – очерк творчества: по произведениям, переведенным на русский язык». Особый упор в монографии сделан на прозаические тексты писателя. Это довольно обстоятельное исследование, где обрисован художественно-эстетический облик прозаических текстов Фазу. Кроме того, имеются отдельные исследования – статьи в различных сборниках, материалах конференций К.И. Абукова, З.Н. Акавова, Р.А. Ахмедовой, А.М. Гаджиевой, З.М. Омарова, П. Хизриевой. Отдельные юбилейные брошюры, книжки, статьи разного характера, очерки были написаны Э.А. Тыщенко, Л.В. Мамедовым, А. Рудсойя, К. Кажлаевым, Т. Мудуновым, З. Абдулатиповым. Предисловия к книгам, вступительные статьи, рецензии, отзывы – еще один пласт исследователей, кто занимается творчеством Ф. Алиевой. Нами (Магомедовой М.К.) написано пять вступительных статей к новым книгам Ф. Алиевой. Много отзывов о творчестве Ф. Алиевой сосредоточено в юбилейных изданиях республиканских газет и журналов, спецвыпусках, юбилейных брошюрах, изданных в республике. Пересчитать все исследования, отзывы, рецензии, статьи – не цель нашего материала. Подобная работа проделана в 2022 году отделом краеведения (составитель Асадулаева П.М.) Национальной библиотеки имени Расула Гамзатова. К 90-летнему юбилею поэта был издан библиографический указатель «Талисман страны гор» [15], куда вошли списки произведений Ф. Алиевой на аварском, русском языках, переводы на языки мира, список книг и сборников, публикации газет и журналов, отзывы и рецензии, беседы и интервью, правительственные и общественные награды. Книга снабжена предисловием и именным указателем. Все серийные издания автора на аварском и русском, переводы, книги, статьи, выступления, интервью, отзывы и рецензии, весь материал, хранящийся на сегодняшний день в фондах Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова. Книжные летописи, летописи журнальных и газетных статей описаны и собраны в единый библиографический указатель. Количество библиографических записей в указателе составляет 1913 единиц хранения, что говорит о масштабности творчества поэта. В 2017 году после ухода из жизни Ф. Алиевой (2016 г.) парк возле ее дома был переименован в «Сквер им. Фазу Алиевой», там же установлен памятник поэту. В том же 2017 году в рамках серии «Кавалеры ордена Святого апостола Андрея Первозванного» полиграфической компанией «Марка» была выпущена марка с изображением Ф. Алиевой номиналом 27 рублей (231 тыс. экземпляров). В юбилейном 2022 году открыты школы имени Ф. Алиевой. Указом президента Республики Дагестан С.А. Меликова № 188 от 26 октября 2021 года разработан правительственный план и проводятся республиканские мероприятия, посвященные 90-летию поэта. 2022 год объявлен годом Фазу Алиевой. *** Факты из жизни. Примеров из жизни о качествах Фазу Алиевой – поэта и человека, миротворца и патриота, государственного служащего и общественного деятеля, можно собрать несколько томов, и каждый случай будет исключительным, как и последующий факт. В годы войны молодым человеком уходит на фронт подающий большие надежды аварский поэт Мухтар Абакаров из Хунзахского района. Им напечатано всего несколько стихотворений (в газетах «Сельский колхозник», «Сельский труженик»). С фронта он писал письма на Родину и стихи, особо не надеясь, что они дойдут. Эти письма читали и перечитывали односельчане. Но в 1944 г. он погиб на фронте. Никаких сведений о нем, его творчестве у народа не было, пока в 1977 году М.-К. Гимбатов не начал собирать материал о поэте. Единственным человеком, кто знал практически все стихи Мухтара Абакарова наизусть, оказалась Фазу Алиева. Из ее уст, по ее декламации был составлен сборник стихов М. Абакарова «Сердце солдата» [1], который стал известен читательской аудитории. Так сохранилось имя еще одного аварского поэта в истории народа благодаря памяти Фазу и любви к литературе. Таких примеров духовного, творческого, человеческого подвига в ее жизни было много. *** Выросшая в далеком горном ауле Геничутле полусирота, за спиной у которой не было никого, кроме собственных знаний, сумела прославить родной край далеко за его пределами, воспела красоту гор и создала лучшие образцы художественного полотна, которые принесли ей популярность и всеобщее признание. Она состоялась как талантливый поэт-лирик, вдумчивый прозаик, востребованный публицист, популярная личность. Все законы гор – неписанные кодексы чести, народная мудрость, выкованная веками, все весомое, значимое и целебное, взятое у народа, сотканы в романах и повестях писательницы, реализованы в лирических сборниках. Она прошлась по жизни как символ мира, голос эпохи. В свое время этот голос звучал громко и звонко во всех частях мира, куда она приезжала с делегациями Союза. Творческой и жизненной миссией Фазу Алиевой было преданное служение Родине, что подтверждается ее стихами: «Отчизна! Наша гордость и отрада! Я – птица твоего большого сада, И голосу доверься моему. Тебе служить – вот высшая награда…» (Ф. Алиева «Мой голос») «Клянусь! Когда бы избрана судьбой На этот тяжкий подвиг я была, Пожертвовала б с радостью собою – Всей болью запылала бы людскою И, ярко вспыхнув над страной родною, Живой звездой сгорела бы дотла!» (Ф. Алиева «Сгореть звездой») Литература 1. Абакаров М. Солдатасул ракI. КучIдул. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1977. – 56 с. 2. Алиева Ф. Голубая дорога / Пер. с авар. / ред. Б. Окуджава. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1959. – 80 с. 3. Алиева Ф. Закон гор: Стихи и поэмы / Пер. с авар. – М.: «Советский писатель», 1969. – 136 с. 4. Алиева Ф.Г. Излом. Стихотворения, поэма, автобиографическая проза. – Махачкала: Издательство «Юпитер», 1998. – 416 с. 5. Алиева Ф.Г. Вечный огонь. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2005. – 506 с. 6. Алиева Ф.Г. И пушки гремели, и музы не молчали. (К 65-летию Великой Победы посвящаю 1945–2010). – Махачкала: Изд-во «Лотос», 2010. – 568 с. 7. Алиева Ф.Г. Цена добра: Рассказы и очерки. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2012. – 312 с. 8. Алиева Ф.Г. А помнишь, мама!.. Книга II: Рассказы, эссе, очерки / Сост. Магомедова М.К. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2015 – 208 с. (сер. «Рай под ногами матерей»). 9. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. – Махачкала, 1990. – 151 с. 10. Бученко Н. Поэт в России больше, чем поэт // Махачкалинские известия. – 2007. – № 51. – 28 дек. – С. 3. 11. Вагидов А.М. Фазу Алиева: очерк творчества (по произведениям, переведенным на русский язык). – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. – 186с. 12. Кажлаева К. Фиалка и кремень: рассказы о великой Фазу. – Махачкала: «Юпитер», 2002. – 104 с. 13. Мудунова Т. Единственная на планете [Текст]: Очерк о Фазу Гамзатовне Алиевой (1932–2016) / Тамара Мудунова // Женщина Дагестана. – 2008. – № 5. – С. 6–7. 14. Рудская А. Фазу Алиева / [А. Рудская]. – Махачкала: Даг. кн. изд., 1994. – 32 с. 15. Талисман страны гор: Библиографический указатель к 90-летию со дня рождения Ф.Г. Алиевой / Сост. Асадулаева П.М. – Махачкала, 2022. 16. Тимофеева М. Давным-давно под тополями…: [воспоминания о совместной работе в ред. журн. «Женщина Дагестана»] / Мира Тимофеева // Женщина Дагестана. – 2002. – № 4–6. – С. 94–96. Тхагазитов Ю. Поэт и время // Художественный мир Али Шогенцукова / Ред. В.Н. Котляров. – Нальчик: Издательский центр «ЭЛЬ-ФА», 1994. – 127 с.  

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Лекция и задание по теме «Кияс Меджидов» для первых курсов ПД и ПСА на период с 20.05.2020 по 26.05.2020 г.