Материал для 4 к. РДО ФФ. П/з Ахмедхан Абу-Бакар

АХМЕДХАН АБУ-БАКАР Ахмедхан Абу-Бакар вошел в большую литературу внезапно, как яркий метеор. Это был успех, невиданный до этого в Дагестане. Первые же повести «Даргинские девушки», «Чегери», «Медовые скалы» вызвали широкий и доброжелательный отклик литературной общественности и читательских кругов страны. А. Абу-Бакар – уроженец знаменитого дагестанского аула златокузнецов Кубачи, аула со своим особым языком, самобытной культурой, историей. И неудивительно, что проза А. Абу-Бакара связана с орнаментальным искусством виртуозных мастеров аула Кубачи, которое он впитал в себя с детства. «Моим резцом стало перо, металлом – белая бумага, чернью – чернила», – писал он сам. В Литературном институте в Москве Абу-Бакару довелось заниматься на семинарах К. Паустовского, что наложило весьма заметный отпечаток на его творческую манеру. За институтом последовала учеба на курсах сценаристов, которая была завершена созданием дагестанского фильма «Тучи покидают небо». От киносценариев Абу-Бакар идет к драматургии, пишет пьесы «Люди в бурках», «Виноватые». Кукольные театры ставят его пьесу «Нур-Эддин – золотые руки». Но истинное свое призвание он находит в прозе. Повести А. Абу-Бакара проложили дорогу новым стилевым течениям в дагестанской литературе: лирической и лирико-романтической прозе, для которой характерны особая задушевность, приподнятая эмоциональная интонация, большая искренность. Негасимая любовь к родному фольклору, тяга к необычайно емким, злободневным формам народных легенд и притч наложили своеобразный отпечаток на творчество А. Абу-Бакара. Фольклорность придает его прозе национальную самобытность, устно-поэтический материал становится для него одним из важнейших компонентов его художественной системы. Многие приемы, используемые А. Абу-Бакаром, идут из фольклора. Так, описание странствий героя в поисках счастья – излюбленный прием народных сказок – сквозная тема в его творчестве. В повестях «Чегери», «Ожерелье для моей Серминаз» полных приключений, встреч, неожиданностей, любовных переживаний, даже форма сюжетов восходит к традициям народных сказок. Но они наполняются реалистическим содержанием, жизненным материалом. Реальной основой романтики повестей служит конкретная действительность Дагестана. Если в сказках ищут какое-то абстрактное счастье, то в повести «Чегери» герой находится в поисках кукурузы, дающей два урожая в год. Герой же повести «Ожерелье» выносит из скитания необычное ожерелье – оно состоит из сюжетов, составляющих рукопись будущей книги – подарок, в котором выражен главный симптом времени – духовный рост горцев. От повестей А. Абу-Бакара «веет таким добром и светом, что хочется назвать их солнечными», – пишет А. Вагидов. На самом деле уже названия повестей «Солнце в Гнезде Орла» и «Солнце в ущелье снежного барса ("Паганини из Харбука")» пронизаны теплом солнца – источника жизни и света. Солнце является красочным дополнением картин действительности. Земля повестей Абу-Бакара дышит теплом солнца, небо «похоже на бирюзу с золотыми прожилками улыбчивого солнца». Автор всюду видит солнце: «и в ломтике хлеба, и в глазах сороки, и в журчании ручейка». И каждый человек, по утверждению автора, тоже подобен маленькому солнцу. Умер человек, значит погасло одно солнце. Родился человек - взошло еще одно солнышко. Особенно много солнца, добра, теплой улыбки, юмора в повести «Снежные люди», явившейся ключевым событием в творческой жизни писателя. И, конечно, неслучайно, что многие исследователи прозы А. Абу-Бакара считают эту повесть самой большой творческой удачей. «Снежные люди» – повесть глубокой и нежной любви к родным местам, к жителям аула Шубурум, в душах которых нетронутой нежности больше, чем снега на вершине горы. «Снежные люди» – добрые люди. Но «снежность» шубурумцев была поставлена в обидный упрек автору, хотя «снежность» его героев – это их святая патриархальность и добрая наивность. Проза А. Абу-Бакара и приземлена и одухотворена одновременно. Наверное, в этом и заключена сила его повестей, в этом национально-стилевом решении материала, которое в конечном счете глубоко философично и художественно. При сохранении национального характера в орбиту повествования вводится широкий эпический материал, – с сочетанием реалистических и романтических элементов. Так, в повестях, посвященных революционному прошлому и социалистическим преобразованиям Дагестана, усиливаются черты романтизма («Исповедь на рассвете», «Тайна рукописного Корана», «Манана»), а в произведениях о современности («Пора красных яблок», «Белый сайгак» и др.) преобладает реалистический рисунок письма. Даже в одном и том же произведении мы наблюдаем различные пласты стиля в зависимости от того, о каком времени повествуется в каждом конкретном случае, например, в книге «Пламя родного очага». Это очерк о Дагестане, о его людях, горах, аулах, долинах, море... Обильно вплетаются в повествование и документы, и маленькие рассказы, и притчи, пословицы и поговорки. И, конечно, юмор – шутки, улыбки. Здесь умело сочетается очерковость и публицистичность с художественностью, информационность с взлетом фантазии. Одни произведения он пишет в ярко публицистическом ключе («Солнце в "Гнезде Орла"»), в основу других кладет многочисленные документы («Пламя родного очага») или использует весьма тонкий инструмент психологического анализа («Паганини из Харбука»). Под одной крышей обложки книги Абу-Бакар может поместить и трагическую повесть («В ту ночь, готовясь умирать...»), и юмористическое произведение («Старик в черкеске с газырями»). Нередко от больших проблем А. Абу-Бакар переходит к незатейливым разговорам. У повестей А. Абу-Бакара счастливая зарубежная судьба. Исследователь проблемы «Дагестанская литература за рубежом» З.Г. Казбекова считает его одним из наиболее читаемых и ярко заявивших о себе прозаиков Дагестана. На разные иностранные языки изданы почти все повести А. Абу-Бакара. Зарубежного читателя привлекает его острый национальный колорит и оригинальный стиль, лиризм и романтическая приподнятость. Прослеживая творческий путь А. Абу-Бакара, можно сказать, что он создал свой самобытный художественный мир, свою особую манеру письма. Он работал в поэзии, драматургии, публицистике, был основоположником дагестанской кинематографии. Но особенно велика его роль в развитии дагестанской прозы. Исследователи единодушно признали, что в литературу пришел самобытный писатель, открывший читателю жизнь своего народа с его сложной и порой драматической истории, с его проблемами и духовными устремлениями, с его жизнелюбием и стойкостью, с его печалью и юмором. Он был лауреатом республиканской премии ДАССР им. С Стальского, лауреатом премии им. Ленинского комсомола, премий ряда журналов («Дружба народов», «Октябрь» и др.), лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее художественное произведение, посвященное 40-летию Победы. В сорок лет получил звание первого народного писатели Дагестана, был награжден орденами Знак Почета, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями. Но, как отмечалось в критике, роль А. Абу-Бакара в развитии дагестанской прозы гораздо значительнее его наград. Творчество А. Абу-Бакара способствовало расширению тематического и жанрово-стилевого многообразия, обогатило жанровую систему дагестанской прозы. В творчестве прозаика мы выделяем три периода. К первому периоду мы относим ранние повести «Чегери» и «Даргинские девушки», условно называемые нами «молодежными». Автор здесь прибегает к такому способу изображения среды, который основан на восторженном восприятии действительности и использовании приемов, способствующих лиризации и романтизации повествования. Писатель здесь рассматривает и оценивает мир с субъективной точки зрения: одной из граней авторской позиции здесь является идеализация внешнего мира. Романтизация повествования достигается путем очень активного использования А. Абу-Бакаром поэтических описаний природы, многочисленных этнографических деталей, фольклорных элементов, включения в повествовательную ткань экзотизмов, поэтических изобразительно-выразительных средств. На уровне композиции эта стилевая особенность выражается в запутанных сюжетных линиях, тайнах, в реализации в сюжете мотива странствий. В повести «Даргинские девушки» А. Абу-Бакар движущей силой сюжета является семейный конфликт, некоторая «камерность» которого определила, и «камерность» хронотопа повести, для которого характерна локализация места действия. Повесть «Даргинские девушки», несмотря на определенные недостатки (перенаселенность системы образов, схематичность изображения характеров, надуманность ситуаций, незавершенность некоторых сюжетных линий, деление героев только на положительных и только отрицательных), демонстрирует положительные сдвиги в проблемно-тематическом и композиционном решении дагестанской повести. Появление этой повести позволило литературоведам говорить о том факте, что даргинская повесть уже смело ставит и решает актуальные вопросы современности, расширяет охват жизненных явлений. Необходимо отметить, что при общей лирико-романтической тональности повестей первого периода в них появляются зачатки критического отношения к изображаемой действительности, которые получают развитие в последующих произведениях. В повести «Даргинские девушки», например, ставится и решается вопрос о положении женщины, затрагивается проблема злоупотребления государственных служащих их служебным положением. Но при этом автор главное внимание уделяет нравоописательной стороне повествования, изображению личных и внутрисемейных отношений героев. Художественное освоение действительности в ранних повестях даргинского прозаика осуществляется на богатом материале народнопоэтического творчества: повествовательная ткань насыщена дагестанскими фольклорными мотивами, реминисценциями, изобилует малыми формами устного народного творчества. Особенно ярко эта черта выражена в повести «Чегери», композиция которой находится под сильным влиянием морфологии и идеологии жанра фольклорной сказки: главный герой ее отправляется в дорогу на поиски чудо-кукурузы. Это позволило многим литературоведам совершенно справедливо называть это произведение повестью-сказкой. Влияние особенностей жанра фольклорной сказки осуществляется на уровне сюжетного и пространственно-временного построения повести «Чегери»: жизненный путь главного героя сливается с его реальным передвижением в пространстве. Мотив дороги определяет жанровую природу повести и позволяет классифицировать ее как повесть-путешествие. Несколько экзальтированный взгляд на действительность, характерный для ранних произведений, уступил место более критическому подходу к изображению жизни и быта дагестанских сел. Несомненным достоинством произведения является амбивалентный аспект изображения мира и человека в нем, включающий неоднозначную оценку явлений действительности. Это новое качество мировоззрения писателя мы считаем главным достижением произведений второго периода: гротескный метод, включающий двойной аспект восприятия мира и человеческой жизни, позволил автору отойти от полярной оценки своих героев, столь характерной для его первых повестей. Что касается сюжета и хронотопа повести, то здесь можно говорить как о сохранении в их построении традиционных приемов А. Абу-Бакара, так и о появлении новаторских моментов. Так, например, все действие повести «Снежные люди» локализуется в пределах вымышленного географического объекта – аула Шубурум. Художественное пространство повести является замкнутым, что позволяет автору так же, как в повести «Даргинские девушки» показать панораму жизни села. Писатель здесь отказывается от романтических и идиллических описаний пространства, свойственных ранним произведениям. Отказ от идеализации пространства и людей, его населяющих, продиктованный критическим взглядом автора на жизнь дагестанцев, является новацией второго периода и свидетельствует о прогрессе реалистического метода даргинского прозаика. Повесть третьего периода «Белый сайгак» характеризуется укрупняющимся масштабом измерения жизни и человека, стремлением дать наиболее глубокое решение главной проблемы, волнующей автора. Это произведение сыграло значительную роль в раскрытии негативных явлений жизни нашей республики. Здесь А. Абу-Бакар, изображая мир и человека в нем, поднимается над своими личными пристрастиями, что способствует созданию духа художественной объективности и жизненного правдоподобия повести. Конфликт повести, по сравнению с произведениями первых двух периодов, приобретает иной характер. Сюжет повести построен на остром нравственном конфликте, на социальных коллизиях, порожденных современной действительностью. Сюжетное построение повести подчинено раскрытию характеров и душевного состояния персонажей. Для повести «Белый сайгак» характерна нетрадиционная для абу-бакаровских сюжетов структура хронотопа. Если художественным пространством повестей первых двух периодов являются аулы горного Дагестана, то здесь автор переносит действие в открытое пространство ногайской степи. Эти изменения, на наш взгляд, обусловлены характером и масштабом проблем, которые ставятся и решаются в произведениях разных периодов. Для повестей первого и второго периодов свойственна проблематика регионального уровня, а для повести «Белый сайгак» – проблематика общечеловеческого масштаба. В повести «Белый сайгак» автор использует пересечение настоящего времени с прошедшим посредством включения в художественную ткань повествования предания о полководце Ногае. Включение в повествовательную ткань мифологических сюжетов, не связанных напрямую с действием и интерпретирующих современность, способствует выявлению авторской точки зрения. Этот прием придает повести философскую глубину и значимость. Таким образом, мы можем говорить о том, что «Белый сайгак» – емкое в философско-эстетическом и социальном смысле реалистическое произведение, претендующее на масштабные обобщения. Сравнение принципов построения художественных образов позволяет что нам сделать выводы о том, в повестях «Снежные люди» и «Белый сайгак» писатель отказывается от создания идеализированной среды, от восторженного любования ею, от полярной оценки героев. Можно говорить также о снижении интереса автора к излишнему орнаментализму и экзотизму при сохранении в произведениях национального колорита. Это обстоятельство свидетельствует об усилении критического отношения А. Абу-Бакара к действительности, Различное отношение к изображаемой действительности обусловлено всё более углубляющейся от произведения к произведению проблематикой повестей, расширяющейся тематикой, глубиной конфликтов. Анализ сюжетной и пространственно-временной организации произведений убеждает нас в том, что жанровая эволюция творчества А. Абу-Бакара заключается в том, что повесть в его творчестве прошла разные этапы развития: лирико-романтическая повесть «Даргинские девушки», вояжная повесть-сказка «Чегери», повесть-гротеск «Снежные люди», и, наконец, реалистическая повесть «Белый сайгак», претендующая на глубокие философские обобщения. Развитие и укрепление в произведениях писателя реалистических основ художественного освоения действительности позволяет говорить о существенном влиянии его творчества на литературный процесс. Список рекомендуемой литературы 1. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. – Махачкала, 1983; 2. Ахмедов С.Х. Ахмедхан Абу-Бакар. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. 3. Грани таланта: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1984. 4. Ахмедхан Абу-Бакар: Творческая судьба: сб. науч. ст. – Махачкала: ИПЦ, 2001. Контрольные вопросы 1. Какую тему рассматривает Ахмедхан Абу Бакар в повести «Снежные люди»? 2. На какие две группы можно разделить героинь повести «Даргинские девушки»? 3. Основной конфликт повести «Чегери».

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Средневековая дагестанская литература (для студентов 2 к. РО, 4 к. РО). Подробный план ПЗ

Лекция и задание "Аткай Аджаматов" для студентов ПД и ПСА на период с 13.05.2020 по 19.05.2020 г.

Лекция и задание по теме «Кияс Меджидов» для первых курсов ПД и ПСА на период с 20.05.2020 по 26.05.2020 г.